Уважаемые читатели! Представляем вашему вниманию интервью, которое дал Шифу Мак Че Конг Александру Соловьёву. Александр, в прямом и переносном смысле является большим мастером ушу и много лет возглавляет крупный центр боевых искусств в Санкт-Петербурге.
Представителям различных регионов России и многих стран он известен как бессменный координатор видов ушу, саньда, а также китайских и вьетнамских традиционных видов боевых искусств на Олимпиаде «Восток-Запад». Слово Александру Соловьёву.
Редакция
Я решил взять интервью для нашего журнала у одного из знаменитейших Мастеров Традиционного Ушу – Мастера Мак Че Конга (Гонконг), так как искренне считаю его одним из немногих продолжателей Традиций китайских боевых искусств из ныне живущих Мастеров. Впечатляет не только «линия передачи» Мастера, но и живой, открытый нрав, желание делиться знаниями с людьми всего мира, без предвзятости и границ.
Неиссякаемый источник информации, полезный не только представителям Школы Хунгар, но и всем «традиционщикам», поражает своей глубиной.
Наше общение началось после того, как мой «старший брат» по Школе Геннадий Пташников (являющийся сейчас Официальным Представителем Семьи Мак Че Конга в России) пригласил Мастера в Санкт-Петербург в 2018-м году. Я предоставил свой Додзё для семинара и делаю это каждое лето, ничуть об этом не жалея.
Итак – к интервью…
Немного о герое интервью
Шифу Мак Че Конг был учителем традиционного китайского кунфу Хунгар с начала 1980-х годов. Практикующий в линии искусства Лам Чо, Шифу обучал студентов со всего мира и более десяти лет руководил своей собственной школой кунфу в Гонконге. Он известен своим точным техническим подходом к искусству, умением преподавать на английском языке и щедростью в качестве инструктора.
Шифу Мак Че Конг, который носит английское имя “Дональд”, начал свое обучение по Хунгару под руководством уважаемого мастера Чан Чи-кеуна в школе в гонконгском районе Тай Кок Цуй. Он начал свою собственную преподавательскую карьеру в Гонконгской ассоциации бойскаутов. По профессии Мак Че Конг – рабочий по металлу, и он применил свои знания механики в своей практике кунфу.
Когда Шифу Мак Че Конг работал в Шэньчжэне, он сделал десятилетний перерыв в своей карьере кунфу. По возвращению в Гонконг в начале 2000-х годов, он сосредоточился на том, чтобы стать штатным преподавателем Хунгар . Первоначально Мак Че Конг преподавал в различных спортивных центрах и парках, пока его ученик Бей Логан не открыл для него полный рабочий день в клубе мо квун (боевых искусств) в Чунг Ша Ване. Позже школа переехала в Квай Фонг.
Мак Че Конг был пионером в использовании социальных сетей для распространения преимуществ традиционного обучения кунфу, и теперь у него есть преданные ученики по всему миру.
Александр Соловьёв (А): Дорогой Шифу! Я принимаю участие в издании русскоязычной версии журнала “Budo International”. Могу ли я попросить Вас дать интервью журналу? Читателям будет интересно Ваше мнение о дистанции, которая отделяет современное ушу от настоящего боевого искусства.
Мастер Мак Че Конг (МЧК): Отлично, Большой Брат Александр. Спрашивай меня, буду рад помочь. Извини, если мой английский будет не очень хорош.
А: Дорогой Шифу! Обращаясь ко мне «Большой Брат», Вы выказываете мне незаслуженное уважение, под это определение подойдёт разве что мой высокий рост. Это я должен к Вам обращаться со словами Большой Брат. Если Вы считаете, что Ваш английский не очень хорош, то я по-кантонски не говорю вообще. Представьтесь читателям, назовите свою школу ушу, своего Мастера, линию передачи (если это возможно), место, где вы живете и преподаете ушу.
МЧК: Меня зовут Мак Че Конг. Я родился в Гонконге в 1952 году, начал изучать традиционное Хунгар кунфу, когда мне было 20 лет. Моя школа входит в Китайскую Ассоциацию изучения традиционных боевых искусств. Я живу и преподаю в Гонконге, вот мой веб-сайт: www.hungkuenhk.com.
А: Как Вы относитесь к разделению видов ушу на спортивное (современное) ушу и традиционное (старое) ушу?
МЧК: Я изучаю традиционное Хунгар кунфу, а не современное ушу.
А: Чувствуется позиция… И всё-таки постараюсь Вас «разговорить» на эту тему! Большой популярностью в России пользуется современное (спортивное) ушу. Тренеры и клубы, не стесняясь, называют его «боевым искусством». Неискушённые люди верят. Некоторые из-за непонимания попадают в неловкие ситуации. В чем разница между техникой современного (спортивного) ушу и техникой традиционного ушу?
МЧК: Традиционное кунфу создавалось старыми мастерами, когда они, будучи молодыми, имели свой реальный боевой опыт. Но современные виды ушу устраиваются некоторыми людьми для шоу и спорта, без культурного и исторического фона.
А: Вот! Разговор начался! Можно ли использовать спортивное ушу в качестве боевой системы?
МЧК: Такое «современное» ушу нельзя использовать для реальной борьбы.
А: Задам вопрос иначе. Является ли традиционное ушу все ещё боевой системой, или это качество утрачено?
МЧК: В случае, если традиционное кунфу нужно использовать для реальных поединков, мы должны тренироваться по разнообразным методикам. Если только практиковать формы, мы так же, как спортсмены не сможем реально сражаться.
А: Хорошо! Тогда скажите о себе. О Вашем городе и Ваших учениках. Используете ли Вы в своей Школе традиционные методы подготовки тела: «набивка», «железная рубашка», дыхательные практики?
МЧК: В Гонконге сейчас другие времена. Не так много молодых людей хотят изучать кунфу, как боевое искусство. Многие люди старше 30 лет занимаются ради своего здоровья. Поэтому я бы учил с помощью традиционных методов и новых методов, чтобы сделать их здоровыми.
А: Вы повторили, почти слово в слово, Мастера японского Каратэ Очи-Сэнсэя, сказанные им во время визита «Большого Токио» в Санкт-Петербурге. Он сказал: « Мало кто в Японии занимается боевыми искусствами так, как вы здесь в России… Старые мастера уходят… А молодые японцы занимаются в основном для здоровья, в качестве дани традиции или для спорта… Вы тут в России, иногда, более японцы, чем мы!»
К слову о боевом духе: что Вы скажете о так называемых «схватках» между «Мастерами Традиционного ушу» и бойцами ММА, которые можно видеть в интернете. Одобряете ли Вы участие некоторых “мастеров ушу” в боях с бойцами ММА, где зачастую их публично избивают? Считаете ли Вы их настоящими мастерами? Допустимо ли участие МАСТЕРА в таких шоу?
МЧК: Я не одобряю участие таких «мастеров» ушу в боях с бойцами ММА, даже, если они традиционные мастера кунфу. Если они действительно хотят выступать, то должны тренироваться по тем правилам и тем системам, которые применяются в регламенте боёв ММА.
А: Вернёмся к Вам и Вашей Школе. Пожалуйста, опишите подробней линию передачи от патриархов-мастеров Хунгар до Вас. Я так настойчиво прошу Вас сделать это, поскольку у нас в стране Традиционные Школы, которые могут указать свою «линию передачи» выглядят предпочтительнее Школ «самосоставленных» или утративших свою историю.
МЧК: По отношению к историческому наследию Школы Хун Куэн, считается, что она возникла в храме Южный Шаолинь, где Мастер Дзэн монах Цзи Син, передал своё искусство Хун Хей Квону, от него – Люк Ах Чою, от того – Вонг Таю, далее – Вонг Кей Ину, затем – Вонг Фей Хуну, от него – Лам Сай Вингу, затем – Лам Чо, от него – Тан Квок Ва, затем – Чан Чи Кеунгу и, наконец, мне – Мак Че Конгу.
А: Замечательная история! Достойный ряд Отцов-основателей и Патриархов Школы! Хунгар (или Хун Куен) имеет большую популярность в России и бывших республиках СССР. До нас добрались представители самых разных ветвей Школы из Китая и Вьетнама. Даже в моей Школе имеется несколько Уроков, взятых из Хунгар в качестве обмена опытом между Мастерами в начале XX-го века.
Задам Вам каверзный вопрос: Как долго по Вашему опыту длится настоящий бой? Есть ли в нем какие-либо ограничения? С чем должен столкнуться боец в схватке, где нет ограничений по весу и нет правил?
МЧК: В бою важнее всего побеждать скоростью. Старая поговорка гласит: “скорость определяет превосходство воина” (“Бин Гвай Сун Чок”), или “нет удара, который не мог бы быть сломлен, только скорость нерушима” (“Куен Мо Бат Пор, Вэй Фай Бат Пор”). В частности, когда старик сражается с молодым человеком, есть также поговорка: “кулак боится молодости, а сила боится старого волка” (“Куен Па Сиу Джонг, Гвун Па Лоу Лонг”). Там, где борьба ведется без ограничений или запретов, все равно приходится сталкиваться с юридическими последствиями.
А: Вы правы! Точно знаю, что выходя по спортивным правилам на поединок, я ограничен, прежде всего, законом. Я не могу покалечить или убить противника, который, как спортсмен, к этому не готов. Великий русский фехтовальщик Иван Кох писал: «Настоящий (утилитарный) бой… …является борьбой двух или нескольких противников с задачей – в кратчайший промежуток времени уничтожить любым способом своего врага, не получив от него поражения». Подчёркиваю – ЛЮБЫМ СПОСОБОМ! Но вернёмся к истории… История создания боевых искусств уходит корнями в то время, когда Школы осуществляли несколько видов деятельности: охрана и сопровождение товаров, защита торговли, защита жилья и территорий, телохранительство, защита от нападений врагов и конкурентов, участие в обороне своего села, участие в боевых походах. Согласны ли вы с этим мнением?
МЧК: В принципе, да… Боевые искусства можно проследить вплоть до каменного века, когда сражались человек и зверь, только затем они перешли к борьбе человека против человека, войне, которая меняет династии и эпохи…
А: Коротко и ёмко… Вернёмся к спортивному ушу, как варианту развития боевого искусства и его трансформации в спорт для здоровья…
В спортивном ушу много времени уделяется развитию гибкости, скорости и координации движений… Однако другие аспекты подготовки воинов вообще не используются… Какие методы существуют в традиционном ушу?
МЧК: В китайской истории было несколько династий, которые запрещали практику боевых искусств. С момента создания Нового Китая, хотя и не существует явного запрета на боевые искусства, но с целью объединения боевых искусств и продвижения их в остальной мир, включения их в Олимпийские игры и развития их в спорт (или соревновательный вид спорта), методология обучения является научной, но потеряла свою реальную боевую составляющую или функцию. Все школы традиционных боевых искусств были разработаны и поставлены на основе реального опыта гранд-мастеров в реальных боях. Поэтому в традиционных боевых искусствах, независимо от школы или стиля, каждое движение может быть применено в бою. Однако из-за таких факторов, как развитие времени и проблемы других боевых искусств из-за рубежа, несоответствия в качестве действующих преподавателей и студентов, развитие общества и ограничение времени и т.д., выбор практики боевых искусств, в настоящее время, осуществляется по двум направлениям: первое – сосредоточение на тренировке физической подготовки и техники, чтобы улучшить подвижность и контроль каждого сустава в теле, с акцентом на воображение и творчество (т. е. традиционные боевые искусства), и второе – сосредоточение на спаррингах и боях на ринге (ушу-саньда), выступления на сцене, с акцентом на скорость (ушу-таолу), эффективный и прямой спортивный бой (например, Муай-тай, ММА…)
А: Да, да! Пришлось столкнуться с этой ситуацией в полной мере во время работы в Федерации современного ушу в Санкт-Петербурге.
Но вернёмся к нашей теме: Только молодежь занимается спортивным ушу.
Молодые люди должны обладать определенными качествами, которые они могут успешно развивать в силу своего возраста. Может ли каждый практиковать традиционное ушу? Как решаются проблемы с возрастом, недостаточной растяжкой и другие проблемы?
МЧК: Китайское традиционное искусство многогранно и разнообразно, люди любого возраста могут выбрать школу и стиль, которые им подходят. Что касается тех, кто преподает боевые искусства, учитель должен уметь адаптировать свой метод преподавания в соответствии с различным возрастом и возможностями ученика.
А: Подведя итог нашей долгой (по времени) и содержательной (по смыслу) беседы, хочу поблагодарить Вас, Мастер, за точные и содержательные суждения. Особенно ценно было услышать их от носителя столь давней и славной Традиции. Пожелаю успехов в Вашем благородном деле. Здоровья и процветания. Ждём Вас в Петербурге с очередным семинаром по Хун Куен.
МЧК: Повторю, брат Александр. Можешь спрашивать меня о чем угодно. Я готов помочь вам в любое время.
Александр Соловьёв, Россия, Санкт-Петербург