Интервью – хорошее дело. Живая беседа, где проще «вскрыть» собеседника и получить более искренние ответы. В сегодняшнем интервью сразу двое «препарируемых». Это Александр Яковлев и Алексей Евтеев.
Несколько слов перед интервью.
Для начала представим Александра. Таких людей как он в Америке называют «человек, отрывающий от земли». Что очень точно характеризует его в прямом и переносном смысле.
В прямом, потому что он мастер спорта международного класса СССР (понимающие оценят) по самбо, заслуженный тренер РСФСР, призёр чемпионата СССР и Кубка СССР, победитель международных турниров по самбо, чемпион мира по самбо среди ветеранов…
Переносное же значение фразы «get off the ground» означает профессионала, успешно открывающего новые имена, запускающего новые проекты. Ведь среди реализованных им программ есть такие, как женская сборная СССР по дзюдо, первая сборная России по сумо, проект «ДРОЗД» (ГЧП «Дети России Образованны и Здоровы»), ассоциация спортсменов «Мы родом из самбо» (где Александр вице-президент), международные онлайн – состязания в условиях пандемии «On a wave stay live» и многие другие…
Уравновешенный темперамент в сочетании с неуёмной энергией помогли ему совершить в спорте уже не один революционный переворот. И этого всё равно мало. Дав старт одному проекту, он не останавливается и приступает к следующему.
Второй наш сегодняшний гость… хотя какой он гость, он член редколлегии нашего журнала, Алексей Евтеев. Алексей прошёл большой жизненный путь, состоялся во многих ипостасях, попал вот в нашу редколлегию, но есть и весьма существенная составляющая его жизни. Он тоже занимался борьбой, но галантно предоставил возможность становиться чемпионами другим, а сам стал их начальником. Евтеев – директор Ассоциации «Мы родом из самбо».
Итак, начнём.
Budo Russia: Александр, начнём с вас, не ходя вокруг да около. В чём, на ваш взгляд, залог успешности любого предприятия?
Александр: Первое, что приходит на ум – это не бояться замахиваться на большие дела.… Как говаривал советский лидер Никита Хрущев: «Если делать, то по большому» (смеётся). А для этого, мне кажется, надо уметь мечтать и при этом оставаться настоящим профессионалом в деле, которым ты занимаешься. Постоянно учиться всему новому.
Второе… с одной стороны уметь вычленять главное из общего. Обязательно быть рациональным. А с другой стороны – видеть цельную картину и её частности. Быть чётким и педантичным даже в фрагментах общей мозаики проекта. Двигаться к намеченной цели – шаг за шагом.
Ну, и конечно третье – должны быть личная ответственность и душевность в отношениях с людьми. Не бывает маленьких людей, бывают маленькие вопросы, просьбы…
– Вы сейчас прямо поделились подробным рецептом успеха. А как в жизни это у вас складывалось. Ну, ведь, не всё гладко в жизни проходит. Сталкивались же с трудностями?
– Конечно. Жизнь ведь это не колея…Разное было. Даже не знаю, с какого момента начать делиться (смеётся).
– Вы начните в хронологическом порядке. Так и читателям ваш рецепт понятнее будет. Да и вопросы по ходу биографии мне проще задавать, и работы меньше. Шучу, конечно. И все-таки?
– Мои «юные годы чудесные» прошли в прилегающей к Москве деревне Куркино, которая сейчас стала одним из самых густонаселённых районов города. Детство было обычное: бегал, прыгал, гонял на велосипеде. Правда, маленький был, худой – явный недобор массы тела. Как это ни странно звучит, но эта история характерна для многих выдающихся спортсменов, как раз то, что и толкало их в спорт. Так сказать, нестандартная масса тела, здоровье далёкое от богатырского, при этом недюжинное упрямство и желание стать сильным физически. Да. Явление распространённое. Когда я в десять лет пришёл в секцию самбо на стадион «Новатор» в Химках к тренеру Виктору Прокопьевичу Левченко, весил всего 36 кг. Здоровье от рождения было явно не «сибирское», часто болел. Но эти недостатки вызвали, как говорят психологи, «компенсацию». На тренировках очень старался. А потом, как многие маленькие и худые, был юрким. Можно сказать, отличался быстротой и ловкостью.
Мой тренер Виктор Прокопьевич всячески поддерживал моё упрямство. Вообще, он был неординарной личностью. Кроме секретов самбо, владел слесарным мастерством. Конструировал и собирал легковые автомобили. В те годы в Союзе приобрести новую машину было большой проблемой, а еще большей – самодельную машину зарегистрировать. Ему это удавалось. Можно сказать, что он ещё был одним из пионеров автотюнинга в нашей стране – «прокачивал» машины до неузнаваемости. И подобную неординарность он и в нас старался искать, поощрял нестандартное мышление. Педагог от Бога был. С ним в «Новаторе» тогда вообще хорошая плеяда тренеров собралась. Когда-то совместно, когда-то один за другим тренировали такие мастера, как Фёдор Николаевич Ионов, Александр Иванович Курашкин, играющий тренер Владимир Николаевич Каплин, Владимир Пантелеймонович Лобынцев. Отличная школа.
– А потом детство вдруг закончилось…
– Да. Так бывает у всех… (смеётся). По окончании 10-го класса я поступил в Государственный центральный Ордена Ленина институт физической культуры (ГЦОЛИФК), или как его в народе называли – инфизкульт. Естественно, на факультет спортивных единоборств.
День мой складывался следующим образом: подъём в шесть утра, затем два часа добирался до инфизкульта. Там – лекции, практические занятия, повышение спортивного мастерства (ПСМ). Хоть я и учился по специализации дзюдо в группе Анатолия Филипповича Вечерникова, часто посещал интереснейшие тренинги у мэтра нашего самбо Евгения Михайловича Чумакова. В перерывах между парами, совместно с моим другом Александром Ушаковым, успевал здесь же подрабатывать разнорабочим. Домашние задания мы выполняли тут же. А после занятий я уже спешил в Химки, чтобы успеть на вечернюю тренировку к Левченко. Раньше 23 часов дома не появлялся. Как правило, добирался пешком — на последний автобус постоянно опаздывал. Приходил домой, ужинал и мгновенно проваливался в сон. И так день за днём. Какие бы нагрузки не были – сессии, подработки – тренировки не прекращал никогда. Желание заниматься было сумасшедшим. В 1977 году я выиграл турнир в Рыбинске, выполнил все нормативы и стал мастером спорта СССР. А потом, после института, призвали в армию.
– А вот тут поподробнее, пожалуйста. Я знаю, что там какая-то непростая история была…
– В институте была военная кафедра. Которую я прошёл, как и многие наши ребята. Специальность моя – командир взвода ВДВ. Звание – лейтенант запаса.
В 1978 году впервые 40 выпускников инфизкульта призвали в армию. Поскольку у меня за плечами были победы на чемпионате Москвы и всероссийских турнирах, то я должен был остаться в Москве, служить в ЦСКА. Но… Бюрократические хитросплетения, в буквальном смысле слова, сыграли со мной злую шутку. В тот год институт вместе со мной закончил мой однофамилец – фехтовальщик Яковлев Алексей, и на гóре – с теми же инициалами. Его по ошибке и взяли в ЦСКА. А меня отправили служить в зенитно-ракетные войска в Архангельск. Где я со своей армейской специальностью и физкультурным образованием был абсолютно бесполезен.
Но нет худа без добра. Как-то мне представилась возможность отличиться. Я выиграл первенство округа по классической борьбе и был переведён в спортроту в Ленинград. Там я продолжал службу уже в законном статусе дзюдоиста в Ленинградском военном округе у замечательного тренера Валерия Михайловича Морозова. В спортроте фактически тренировалась вся сборная Ленинграда (Михаил Кокорин, Александр Зеленский, Юрий Соколов, Владимир Кюленен). В итоге приобрел много друзей в нашей Северной столице, с которыми до сих пор поддерживаю самые тёплые отношения.
– Я слышал, что Сергей Иванович Купин в своё время всячески рекомендовал вам продолжать карьеру борца. Говорил: «Не останавливайся на взлете…».
– Это правда. Когда я после службы в армии вернулся в Москву, Сергей Иванович, заслуженный тренер СССР, пригласил меня в школу Высшего спортивного мастерства в качестве играющего тренера. В ШВСМ постоянно тренировалась сборная Москвы, которая в те годы всегда была в призёрах на Союзе. Именно там я научился многому и как тренер, и как спортсмен. И уже через два года, в 1982 году, я стал медалистом чемпионата и Кубка СССР, выиграл два международных турнира (один из них Мемориал А.А. Харлампиева) в весовой категории до 74 кг. Мне присвоили звание Мастера спорта международного класса СССР. И вот как раз тогда был этот разговор с Купиным. Но к тому моменту я уже твёрдо решил полностью отдаться тренерской работе. Сергей Иванович, в итоге, меня и рекомендовал на должность инструктора Госкомспорта. А там моими наставниками стали такие «киты» спортивного аппарата, как Николай Николаевич Пархоменко, Владимир Евгеньевич Погодин, Геннадий Иванович Калеткин, Владимир Николаевич Каплин, Вячеслав Михайлович Хохлов.
– И вот мы подошли к первым вашим проектам уже как спортивного менеджера и организатора. Что для вас было самым ярким в этой работе?
– Это был 1984 год. Меня, начинающего функционера Госкомспорта СССР, вызывают к руководству и предлагают стать старшим тренером женской сборной Советского Союза по дзюдо. Прямо говорят о том, что развитие женского дзюдо в СССР теперь не просто новое направление, а дело государственной важности. Что МОК включил его в программу Олимпийских игр. И теперь наши девушки, как и во всех других видах спорта, просто обязаны выглядеть достойно! При этом надо понимать, что до этого момента женский сектор дзюдо официально у нас в стране не развивался.
Выбрали меня, наверное, в силу моей молодости. Видимо, кому-то наверху подумалось, что если дело завалит опытный и заслуженный, то будет неловко, а с молодого да зеленого «взятки гладки». Ведь, повторюсь, женское дзюдо у нас было абсолютно новым делом.
Был ещё один пикантный момент. Дзюдо – вид спорта контактный. Следовательно, молодой, крепкий, что называется, в самом соку, мужчина должен будет работать с молодыми, здоровыми и тоже в самом соку, девушками. А вы же понимаете, что борьба предполагает в учебном процессе плотные захваты. И в стойке, и в борьбе лёжа. Вопрос почти пикантный. Учитывая вышесказанное, в Госкомспорт вызвали мою жену и заручились её согласием. Вот как относились к людям в советское время (смеётся).
Разговоров потом было столько… Один бывалый наставник (он тренировал женскую хоккейную команду с мячом) меня даже предостерегал: «Заведёшь среди них любовницу, эти «пантеры» тебя сожрут. Из зависти на части разорвут, поэтому держись!». Я потом этому совету всегда свято следовал.
И вот уже проведён первый Всесоюзный турнир, отбор в сборную команду СССР по дзюдо. Девушек собрали, которые имели и отличную физическую базу, и серьёзный опыт выступлений в других видах спорта. Лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры…
И тут первая сложность.… Это сейчас женские вольная борьба, дзюдо, бокс, штанга в программе Олимпийских игр. А тогда скептики в прессе не унимались: «Женщины на татами! Это же противоречит их природе!». Мне даже пришлось обращаться за поддержкой в институт «Материнства и детства». Благо учёные дали «добро». Разъяснили всем сомневающимся: «Заниматься борьбой девушкам не вредно».
Вторая трудность состояла в том, что в СССР не было опыта в подготовке дзюдоисток. Их ведь начали тренировать по проверенной системе подготовки дзюдоистов-мужчин. Где она действительно давала отличные результаты. А тут… Девушки очень старались, но результата поначалу на международных стартах не было. Только спустя время мы скорректировали тренировочный процесс под женский организм, девчонки набрались международного опыта.
И вот спустя несколько лет, когда я начал тренировать молодёжную женскую сборную СССР – это все нáчало в полной мере приносить плоды. Тут уже появились и призёрши Европы, и медалистки мира. Начиналось все в «молодёжке», а потом победы одерживали и во взрослом спорте.
– А потом вам доверили сумо. Хотя многим хватило бы и женского дзюдо, чтобы потом всю жизнь почивать на лаврах, но вы взялись за еще более экзотичный вид спорта для того времени …
– Взялся, куда деваться! Ведь интересно. И опять всё пришлось начинать с нуля… Хотя борьба и древняя, но для России это было совсем новое явление. Хотя в сумо могут быть использованы многие приёмы из нашего родного самбо. Поэтому, наверное, некоторые российские самбисты решили здесь дебютировать: Хабиль Бекташев, Игорь Куринной, Владислав Ратов.
Правда, первый блин на чемпионате Европы в Ризе (Германия) оказался комом. Всё-таки самбо и сумо слишком отличаются по правилам. Надо было к ним приспособиться. Подогнать технику к тактике, а на это потребовалось немало времени. Но оно того стоило.
Уже в 2000 году на чемпионате мира в Бразилии мы вместе с российской сборной дошли до первого командного места, обойдя родоначальников сумо из Японии. Даже забавно было как наш Аяс Мангуш (весовая категория до 110 кг), используя приёмы национальной тувинской борьбы, буквально «делал клоунов» из японцев!
– Спорт – спортом, но ведь в вашем багаже ещё и крупные социальные проекты, причём как национального, так и международного уровня.
– Были. Восемь лет мы тесным коллективом единомышленников делали первый в своём роде частно-государственный социальный проект «ДРОЗД» – «Дети России Образованны и Здоровы». Идею развивали сообща, но предложение изначально исходило от руководителя компании «ФосАгро» Андрея Григорьевича Гурьева, заслуженного тренера России, МСМК СССР. Его поддержал директор «Самбо-70», заслуженный тренер России Ренат Лайшев. А также нынешний замминистра спорта России, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер Игорь Сидоркевич. Ну, и ваш покорный слуга, разумеется.
В Апатитах, Череповце, Воскресенске, Балаково – везде, где функционировали предприятия «ФосАгро», мы создали центры здорового образа жизни для детей.
В основу «ДРОЗДа» была положена модель объединения дошкольных учреждений, общеобразовательных и спортивных школ в единые центры, по принципу «Самбо-70». Президентами поочерёдно были Ренат Лайшев и Игорь Сидоркевич. А организационную работу в качестве первого вице-президента выполнял я. В свою очередь, огромный личный и финансовый вклад в это дело внёс Андрей Григорьевич Гурьев.
За годы работы движение стало всероссийским, ежегодно проводился комплексный фестиваль с участием регионов, выделялись государственные гранты, реализовывались программы. Но самый главный результат – это тот, который останется на годы вперед: знания, умения и навыки детей, которые обучались в центрах.
– Можно сказать, результат вашей общей работы – целое поколение образованных и здоровых. Но вы ведь ударились и в другую крайность – и с ветеранами спорта работаете, объединяете их, поддерживаете.…
– Ветеранов поддерживаем и объединяем их с молодёжью (смеётся). Но обо всем по порядку. В 2018 году вместе с моими давними друзьями – многократным чемпионом СССР, Европы и мира по самбо, Заслуженным мастером спорта СССР Владимиром Япринцевым и многократным чемпионом мира по самбо, Заслуженным мастером спорта СССР Сергеем Терновых, организовали Ассоциацию спортсменов «Мы родом из самбо». Япринцев стал президентом объединения, я и Сергей Терновых – вице-президентами.
Через год к нам присоединился наш директор, и по совместительству общий друг и товарищ, Алексей Евтеев.
– Минутку, теперь вопрос к вашему товарищу. Алексей, вы же не такой, прямо скажем, профессиональный спортсмен. Увлечение борьбой – это одно, а выбрать спорт как профессию дело серьёзное. Как и зачем вы к этому пришли, какие цели перед собой и своими товарищами поставили. Что вас объединило и объединяет?
– Вопросов вы задали много. Попробую ответить сразу на все. Для начала скажу так – мы не хотели и не хотим, чтобы наших детей, а у кого-то и внуков, воспитывал интернет. Или скажем только интернет, «воспитателей» из которого мы попросту не знаем. Там бывает интересно, но много и откровенного вранья и дурновкусицы. Помимо встречающихся «вредностей» он не может заменить живое общение, возможность воспитывать примером, передавать опыт. Ни в коем случае не хочу задеть вас, Николай, ваших коллег по каратэ, джиу-джитцу и прочим весьма эффективным системам единоборств, но самбо, оно наше! Родное, так сказать. Отсюда и цели мы поставили простые – объединить заслуженных ветеранов для передачи знаний и опыта молодым, внести посильный вклад в развитие любимого вида спорта. Ну и не позволить «списать» ветеранов из активной жизни. Это тоже очень важный момент. Их ведь немало, они многое сделали в спорте, многого добились в «параллельной», так сказать, жизни. Именно этим они могут стать примером для молодёжи, а порой оказываются невостребованными. Хотя, по моему мнению, являются громадным потенциалом для воспитания молодёжи.
В нашей работе нас поддержали различные правительственные и общественные организации. Для привлечения к нашему детищу самых широких разновозрастных аудиторий, мы сразу начали проводить достаточно заметные спортивные мероприятия. В принципе, по типу вашей многотысячной Олимпиады боевых искусств «Восток-Запад». Может и не такие большие по количеству участников, ну так у нас и вид всего один (смеётся).
Например, никто до нас прежде не проводил абсолютного Кубка Союзного государства по самбо. На эти соревнования ежегодно съезжаются принять участие лучшие тяжеловесы и «полутяжи» из разных уголков мира. В этом году Кубок будет проходить уже в третий раз.
А в прошлом году очередь дошла и до организации чемпионата мира по самбо среди мастеров. Причём, несмотря на ковидные ограничения, удалось собрать более трёхсот спортсменов, представлявших самбистское сообщество: от Америки до самых восточных границ России. И что отрадно – все коллеги высоко оценили организацию турнира и остались очень довольны. Знаете, никто даже тени сожаления не выказал, что приехал побороться в таких напряжённых международных условиях. А это значит, напряжённость стала чуть меньше. По крайней мере, хочется надеяться.
Что же касается ковида.…. Вообще пандемия заставила сильно мобилизовать наши креативные способности… миллионы людей оказались запертыми в четырёх стенах. Владимир Япринцев, Александр Яковлев и я, совместно с нашим немецким другом и партнером Андреем Герценом, организовали соревнования по интернету. Идея была несложная – мы предложили посостязаться в упражнениях, доступных в условиях обычной квартиры. Эстафету «On a wave stay live» поддержали морально и физически тысячи людей во многих странах мира, от Лос-Анджелеса до Пекина и Владивостока. А потом проект подхватили международные федерации, в том числе ФИАС, МОК, Паралимпийский комитет и другие. И сейчас наш формат постепенно становится общепринятым, практически наравне с оффлайн состязаниями.
– Вопрос к Александру. Сколько же сил и энергии на всё требуется. Вам же удаётся выглядеть, не побоюсь сказать, очень уж юно. Секрет успеха вы рассказали – тогда и секрет сумасшедшей энергии поведайте. Где батарейка прячется?
– Ну, те, кто дружит со спортом,давно все выглядят, скажем, помоложе, чем прописано в паспорте. Посмотрите на себя, на Япринцева, на наших друзей по спорту. Что же касается моей личной батарейки.… Моя батарейка – дома! Даже не батарейка, а целая огневая батарея. Это моя семья. В первую очередь, конечно же, моя жена Галя, с которой через пару месяцев будем справлять 44-ю годовщину с того момента, как мы вместе. Которая всегда поймёт, поддержит, простит, примет и обогреет. Потом, две любимых дочери и два зятя, которые мне как сыновья, и которые тоже всегда поддерживают в нужную минуту. И конечно, пятеро внуков, которые, даже если я совсем заброшу спорт, никогда не дадут мне потерять спортивную форму.
А вообще, я вам честно скажу: немалая часть успеха, которого я добился – это всё изнутри, из семьи…. Они часть меня, а я часть их. Вот и получается такой «перпетуум мобиле».
Хотелось бы закончить немного пафосно. Открою ещё один маленький секрет. Важно ставить большие цели и добиваться их. Тогда всё и всегда будет здорово!
Беседовал Николай Смирнов,
главный редактор русскоязычной версии журнала BUDO International
Фото: Анна Русакова, Иван Писаренко,
фотоархив Александра Яковлева и Алексея Евтеева