Матида (Machida-shi) – город, расположенный в префектуре Токио, Хонсю, в 18-и милях к юго-западу от оживленного Большого Токио и в 13 милях от Йокогамы. Он входит в группу городов, составляющих область, известную как Западный Токио, где находятся дома многих рабочих Большого Токио. Матида граничит с префектурой Канагава. Это индустриальный и торговый город, в котором в основ-ном занимаются продажей материалов для машиностроения и других отраслей промышленности.
Поездка на автобусе от Международного аэропорта Ханэда до автовокзала Матида занимает около часа и двадцати минут. Оттуда, по узким средневековым улочкам, еще минут за десять можно буквально перенестись в прошлое – в мечты многих серьёзных практиков японского меча.
На первом этаже трехэтажного здания, на уровне улицы, располагаются магазин и мастерская Учителя Еситоки Хатая (Yoshitoki Hataya), где творит этот сэнсэй тогиси (Togishi – японское мастерство полировки холодного оружия). Заходя, вы попадаете в прошлое феодальной Японии. Сотни мечей, некоторые из них с вековой историей, исторические и современные клинки вперемешку с другим древним оружием.
Это место, которое собирает коллекционеров, современных практиков самурайского искусства и учеников стиля Тояма-Рю.
В этом же здании, поднявшись по узкой наружной лестнице на третий этаж, вы попадаете в додзё Honbu Dojo of the Zen Nihon Toyama-Ryu Iaido Renmei.
Оказавшись здесь, мы были удивлены скромными размерами помещения. Здесь нет ни шкафов, ни стойки регистрации – прямо с улицы вы заходите в маленькую комнату для тренировок (не более 40 квадратных метров). С другой стороны, это обычное дело для большинства частных традиционных додзё в Японии.
Этот додзё – штаб-квартира стиля Тояма-Рю. Место, где ученики школы хранят честь искусства японского меча, увековеченного верой и правдой.
А ещё – это место наследников японской Императорской армии, офицеров двадцатого века.
В 12-м году Эпохи Хэйсэй (время правления здравствующего Императора Акихито, 2000 год) Еситоки Хатая был избран своими сверстниками и стал президентом этой Школы. В свои 67 сэнсэй Хатая посвящает распространению наследия своего стиля всего себя.
– Я глубоко верю, что японская душа связана с мечом, – говорит Учитель Хатая. – Истоки нашей культуры зало-жены в будзютсу. Это то, чему мы учим и чем гордимся.
Термин будзютсу (bujutsu) – буквально означает боевое искусство и подразумевает так называемые искусства старой школы, возникшие до середины XIX века, ведущие свою историю порой с XIII – XIV веков.
Члены додзё встречаются трижды в неделю после работы. Около восьми вечера на улице можно встретить людей, одетых в кэйкоги (keikogi – форма для тренировок в боевых искусствах, часто ошибочно называемая у нас в России кимоно – главное отличие в том, что в кимоно нет штанов) или традиционное кимоно. Они несут на плечах длинные чехлы-бандольеры, где покоятся их острые клинки. Ритуал в додзё начинается: после переодевания в углу или в маленькой раздевалке на втором этаже все начинают с тайшо (Taisho – гимнастика для плеч). Затем ритуал приветствия Камиза (Kamiza) перед большим и величественным Камидана Синто (Kamidana Shinto – синтоистский алтарь, который есть в каждом додзё).
После проверки безопасности оружия в таком маленьком пространстве ученики выполняют Хаппо-гири (Happo-giri – восемь основных ударов) по десять повторений. Точность и безопасность превыше всего, ведь оружие – не учебное.
– Меч используется тогда, когда перед нами враг, – часто говорит Хатая. – Имея это в виду, я предпочитаю отойти от таких понятий, как «красота» или «бахвальство», и рассматривать всё как настоящий бой. Целью Тояма-Рю является настоящая боевая ката.
Эти слова находят подтверждение на следующем этапе занятий. Все ученики выстраиваются в живую цепочку от крыши здания до додзе и передают из рук в руки белые свитки гоза (goza – татами из плетеной рисовой соломы). Их держат погруж`нными в бочки с водой (по крайней мере, в течение 48 часов), чтобы они приобрели консистенцию, подобную человеческому телу. Получается макивара.
Когда деревянные опоры собраны и размещены для удержания макивара, все садятся вокруг них, и каждый отрабатывает удары по очереди, независимо от уровня и опыта. Ветераны поправляют младших. Внимание и безопасность всегда на первом месте – лезвия мечей-катан заточены очень остро.
Длинные деревянные доски защищают алтарь, а также окна и стены додзё. Атмосфера восторженная и в то же время священная.
– Самураи Эпохи Эдо использовали формы иай (iai – мгновенный удар мечом прямо из ножен; соответственно, iaido – искусство такого удара), чтобы побеждать своих врагов в бою, – объясняет Хатая. – Это отвечая на вопрос об изучении методологии меча. И с того же времени самураи практиковали тамэсигири (tameshigiri – искусство разрубания различных предметов) и методы выравнивания клинка. Лезвие режет, если оно бьёт прямо. Но оно не сможет ничего разрубить, если не выровнено должным образом. Поэтому метод выравнивания листа стали – важная вещь в тамэсигири. Это то, чему нельзя научиться без практики.
Примерно через полчаса сложенные татами исчезают.
Младшие по уровню ученики должны подмести додзё и помыть полы. Ветераны тем временем пьют зелёный чай и беседуют в непринужденной обстановке. Как только отполированный паркет снова становится безупречным, все садятся скручивать и связывать тюки циновок из белой рисовой соломы, чтобы их можно было вымочить и снова использовать по отработке ударов на следующем занятии.
– Занятие должно приносить удовольствие, – подчёркивает сэнсэй. – Дружеские отношения – это основа. Как среди нас, так и для всех, кто хочет открыть для себя японскую культуру и историю. Наш долг показать, что создали наши предки и передать это следующим поколениям.
Около одиннадцати вечера бойцы расходятся по домам. Однако, сэнсэй Хатая всегда готов к бою, подавая великолепный пример. Энергичная молодежь и опытные мастера продолжают посещать додзе. Они приходят практиковать геккен (Gekken). Геккен – боевая практика с мягкими мечами. Но это вовсе не спорт. И совсем не детское занятие. Мягкие мечи жестки и, следовательно, используются для блокировки ударов. Поэтому геккен очень тяжелая боевая практика. Для более продвинутого уровня в финальных турнирах по геккену в Японии используются тяжёлые доспехи и тупые стальные мячи. Сэнсэй Митсуо Хатая характеризует геккен, как обучение правде и лжи в фехтовании.
В Тояма-Рю практикуется три элемента: ката, геккен и тамэсигири. Самураи использовали иай, чтобы выиграть бой. Они тренировались сами в тамэсигири, приобретая лучшую позицию тела и правильную ровность меча, без чего невозможно нанести хороший удар. В конце они изучали кендзутсу (Kenjutsu – собирательный термин для всех техник с использованием меча) сами, чтобы обучиться реальному бою. Ката, геккен и тамэсигири составляют единое целое. Стиль Тояма-Рю Иайдо основан на «Гунто Сохо» (Gunto Soho), методе обучения бою на мечах «Академии Армии Тояма».
РИКУГУН ТОЯМА-ГАККО
На шестом году периода Мэйдзи (1873) в развалинах деревни клана Овари, в нынешнем парке Тояма в районе Синдзюку в Токио, была основана «Академия Армии Тоямы» (Rikugun Toyama Gakko, Рикугун Тояма-Гакко). И располагалась там, пока в 1937 году не была перенесена на 40 километров юго-западнее, недалеко от города Зама.
В конце Второй мировой войны «Академия Тояма» была переименована в «Лагерь Зама» и стала подразделением оккупационной армии Соединенных Штатов в Японии.
Академия занималась подготовкой армейских офицеров и унтер-офицеров в таких дисциплинах, как стрельба из огнестрельного оружия, общая физическая подготовка, рукопашный бой и бой на мечах. Там также тренировали военных музыкантов.
С момента своего основания в 1873 году целью «Академии Армии Тояма» было как можно более быстрое достижение японской Императорской армией такого же уровня подготовки, что и у западных армий. Чтобы достигнуть этого, обеспечить необходимые единые стандарты боевой подготовки, Академия приглашала французских офицеров в отставке. Они должны были составить основу каждого полка, который, в свою очередь, распространил бы полученное знание на всю армию.
АКАДЕМИЯ ФЕХТОВАНИЯ ТОЯМА
Большинство программ для обучения различным техникам физической военной подготовки, которой занимались офицеры японской Императорской армии, были разработаны в тренировочном департаменте «Академии Армии Тояма». Вначале техники рукопашного боя, которому обучали, были основаны на французской методологии. В случае с фехтованием, боец использовал саблю западного типа, с которой обращались обычно одной рукой. Но в течение первой Китайско-Японской войны (1894-1895) и Русско-Японской войны (1904-1905) надёжность японского меча, катаны, была снова оценена по заслугам. Во внимание приняли и духовную сторону вопроса наряду с традиционной привлекательностью катаны для японских бойцов.
После победы в этих войнах японская Императорская армия быстро развивалась, догоняя армии других мировых держав. За это время стиль владения мечом изменился: теперь его держали двумя руками вместо одной. В четвертом году периода Тайсе (1915) «Академия Армии Тояма» начала разработку более традиционного для Японии стиля фехтования, который в полной мере раскрыл бы качества японского меча и был бы принят на вооружение Императорской армии. Для этого пригласили различных мастеров из традиционных школ иайдзутсу и кендзутсу, в основном представителей стилей Омори-Рю (Omori Ryu) и Айсин-Рю (Eishin Ryu).
На восьмой-девятый года периода Тайсе (1919-1920) задумались, как улучшить способности в ближнем бою и обучить владению коротким мечом или танкендзутсу (Tankenjutsu – бой штыком, который снят с карабина). В 1925-м Моринага Киоши (Morinaga Kiyoshi), первый лейтенант и руководитель Кендзутсу Кенкуй Кай (Kenjutsu Kenkyu Kai – исследовательский комитет техники меча «Академии Тояма») был комиссован, чтобы помочь создать практическую систему Хакуэй (Hakuei) в современном использовании японского меча на поле боя – для включения его в качестве предмета изучения в Академии.
От имени японской армии он пришел к мастеру Зеня Кунии (Zenya Kunii), принадлежащего к стилю Kashimashinryu и сэнсэю Накаяма Хакудо (Nakayama Hakudo), ведущему мастеру иайдо стиля Muso Jikiden Eishin Ryu и основателю стиля Muso Shinden Ryu. Киоши обратился к ним за помощью в создании системы техники владения мечом, которые можно было бы использовать на поле боя.
В результате работы Кендзутсу Кенкуй Кай и сэнсэя Накаяма была создана система, которая в оригинале называется Gunto no Soho и состоит из пяти ката – последовательности движений для современной войны, от вертикального положения вперед, вправо, влево и назад. Система разработана по аналогии с современным иайдо, созданным мастером Накаяма, и тамэсигири. Для тренировок по этой системе и использовались макивара – рулоны рисовой соломы, которые погружались в воду до тех пор, пока они не становились твердыми и влажными, как человеческое тело.
В 15-м году периода Сева (1940) Сэйдзи Мочида (Seiji Mochida) и Горо Саймура (Goro Saimura), нанятые мастерами кэндо Академии, провели обзоры превосходных техник классических школ, которые были отобраны и объединены, чтобы добавить две новые каты, увеличив их количество до семи. Это было достигнуто путем исключения из версии 1925 года формы номер пять и замены ее на новую, наряду с другими двумя формами, номер шесть и семь. В конце официально были приняты семь кат.
Эти каты были включены в руководство, опубликованное Кайко-ша (Kaiko-sha – общественная организация офицеров Императорской армии), которое называлось “Руководство, ноябрь 1940 года, техники и тамэси-гири с гунто”. Памятка была отправлена всем офицерам, что сделало Gunto no Soho известным во всей японской Императорской армии.
В январе 1942 года Хизаказу Танака (Hisakazu Tanaka), ответственный за Академию, создал и опубликовал сборник «Руководство интенсивной тренировки Гунто – убийство одним взмахом».
Главной целью этого сборника была научить бойцов владеть техникой гунто без знаний кендзутсу. В этом же году туда были включены формы атаки с мечом.
РИКУГУН ТОЯМА ГАККО –ГУНТО СОХО – (7) КАТА
Ipponme – Shomen No Teki
Nihonme – Uhou No Teki
Sanbonme – Sahou No Teki
Yonhonme – Kouhou No Teki
Gohonme – Zenmen Fukusuu No Teki
Ropponme – Zengo No Teki
Nanahonme – Sannin No Teki
ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: СТИЛЬ ТОЯМА-РЮ
После поражения Японии во Второй Мировой войне американские войска оккупировали страну и все боевые искусства в Японии были запрещены.
«Академия Тояма» также перестала существовать и обучение технике владения боевым мечом как форма военной подготовки, казалось, исчезла.
Однако, когда в 1952 году был подписан мирный договор и Япония снова могла насладиться своей независимостью, боевые искусства быстро вернули себе своё место – так велик был спрос на них.
Тояма-Рю был воссоздан бывшими инструкторами Академии, такими как Naonobu Uzawa, Yuki Yamaguchi, Morinaga Kiyoshi Nakamura и Taizaburo. Поэтому конкретного основателя «старого-нового» стиля назвать нельзя.
В 1976 году был основан стиль Toyama-Ryu Shinko-kai. Его основателями стали Токутоми Тасабуро (Tokutomi Tasaburo) и Накамура Тайзабуро (Nakamura Taizaburo), которые преподавали Gunto no Soho в Академии. Первым президентом стал Масуда Хидэо, ханси (Hanshi – ранг «Учитель учителей») кэндо и иайдо Всеяпонской федерации кэндо, а также бывший инструктор «Академии Тояма».
Сэнсэй Тайзабуро, начавший преподавать Тояма-Рю сразу после окончания войны, отменил военный стиль движения вперед левой ногой, вернувшись к старому стилю движения правой ногой, как это выполнялось в старых стилях иайдо. Кроме того, он в деталях установил каноны зансин (Zanshin – термин для обозначения состояния полной концентрации в японских боевых искусствах) и чибури (Chiburi – специальное движение по избавлению клинка меча от крови). А еще он добавил еще одну, восьмую, ката к имеющимся семи. На самом деле эта новая ката является техникой тамэси-гири. Её японское название означает «разрубить ударом надвое».
Накамура также включил шесть последовательностей – кумитачи – предварительного боя (аналогичные кендо, известные как Кендо-но-Ката, Kendo no Kata). Спустя время стиль Toyama-Ryu Shinko-kai был переименован в Zen Nihon Toyama-Ryu Iaido Renmei и ряд других. Zen Nihon Batto-Do Renmei был создан, чтобы включить в себя другие школы быстрого обнажения меча и удара. Обе организации работали параллельно и взаимосвязно долгое время.
С 2001 года они начали работать полностью независимо, потому что в то время как первая организация, Zen Nihon Toyama-Ryu Iaido Renmei, включала различные стили иайдо, вторая, Zen Nihon Batto-Do Renmei, фокусировалась только на стиле Тояма-Рю и сохранении его наследия.
ZEN NIHON TOYAMA-RYU IAI-DO RENMEI – НАСТОЯЩЕЕ
В настоящее время Zen Nihon Toyama-Ryu Iaido Renmei занимается деятельностью по широкому распространению боевых искусств и японской культуры, изучая и тренируя стиль Тояма-Рю не только в Японии, но и за границей.
Деятельность также включает международный обмен учеников боевых искусств из Японии с такими странами, как США, Китай, Гонконг, Тайвань, Испания, Венесуэла и Андорра, где есть представители стиля.
Обычно в течение всего года школы принимают в своих странах делегации японских инструкторов или сами отправляются в додзе Мачиды, чтобы поучиться теории и улучшить технику.
В августе 2015 года было созвано внеочередное общее собрание, на котором было принято решение о роспуске некоммерческой организации при японском правительстве, которой являлась Zen Nihon ToyamaRyu Iaido Renmei, и создании новой организации, все решения в которой принимались бы только голосованием её членов. Это было вызвано возникшими острыми разногласиями с небольшой оппозиционной группой, члены которой были освобождены от должностной и лишены членства.
Идея равенства между всеми членами полностью противоречит пирамидальной структуре традиционных японских школ, где члены являются не партнёрами, а учениками. Мир японских боевых искусств непримирим с такой демократической формой орга-низации. Поэтому сейчас это целиком независимая частная компания.
Суть стиля заключается не в том, чтобы обратить всех в свою веру, как в большинстве японских старых школ, но в том, чтобы добросовестно сохранять своё наследие.
По заявлению нынешнего старшего руководителя и кайсо сэнсэя Хатая, каждому ученику Тояма-Рю предписывается изучать истинный дух Будо и поддерживать искренние отношения между учениками и учителями. В этом заявлении ясно выражено горячее пожелание, что мы, члены школы, должны заниматься с улыбкой.
Вебсайт Zen Nihon Toyama-Ryu Iaido Renmei: toyamaryuiaido.jp
Текст: Sergio Hernández Beltrán
Руководитель испанского филиала Zen Nihon Toyama-Ryu Iaido Renmei.