Телесный радар

С огромным удовольствием представляем вашему вниманию статью Алексея Оводова — нашего регионального шеф-редактора.
Председатель Вологодского Клуба КУНФУ с 1995 года, президент Вологодской городской общественной организации «Федерация ушу» с 1997 года, многократный чемпион России по традиционному ушу (ФШБИ), двукратный чемпион по туйшоу Кубка Чжан Саньфэна (Москва), серебряный призер XII чемпионата мира по традиционному ушу Цзинъу в Китае (Тяньцзинь, 2012), чемпион Европы (СПб, 2016, TCFE)… И это лишь малая часть послужного списка Алексея!

Редакция


Настоящие секреты сами себя скрывают! Так говорит грандмастер Чжунсиньдао Илицюань, мой дедушка-учитель шигун Чин Фансён. И действительно — знания иерархичны. Чтобы понять знание более высокого порядка, нужно обладать знанием низкого порядка. И лишь закладывая системный и непротиворечивый базис знаний мы можем уверенно двигаться вверх по лестнице познания. А в случае с внутренним китайским боевым искусством, которым является Илицюань, я бы сказал, нужно идти от поверхностного знания к утончённому.

Сегодня я хочу поведать вам, дорогие почитатели боевых искусств, об одном таком секрете Илицюань, который лежит на поверхности, но большинство просто проходит мимо него… Не замечает, не ценит, не стремится постичь, и как следствие — зачастую не использует. Даже когда человек в своей прикладной практике использует этот секрет, порой он может не осознаваться! Это называют «неосознанным знанием» или «неосознанной компетенцией». Но именно потому, что Знание неосознанно, мы не можем его как следует развивать, доводить до предела реализации, гово­рить о нём другим людям, и обучать этому Знанию.

Как передавать сокровенные знания и умения, когда они не осознанны, это тема для отдельной беседы. И мы переходим к основной теме — телесный радар!

«Боевое искусство Илицюань основано на чувствовании!» — учит грандмастер Чин Фансён. Эта фраза проста и на первый взгляд самоочевидна. Но её глубина заставляет меня снова и снова погружаться в медитацию и искать скрытый смысл, невысказанное послание, воплощение этого принципа в практике Илицюань…

Я вижу противника, я слышу его движения. Когда вхожу в контакт с ним, то получаю информацию в виде тактильных ощущений. Обоняние и вкус мало что могут поведать о боевой ситуации. Запах страха и вкус крови не в счёт. Каждый боец просто пользуется своими органами чувств, в этом нет никакого чуда или мастерства. Конечно же, есть особые хитрости и приёмы, как и куда смотреть в бою, чтобы видеть важное и не отвлекаться на разные хитрости. Или как по шороху в темноте определить местоположение противника, куда он движется и с какой скоростью. Но это скорее небольшой раздел технической подготовки бойца, чем основа всего боевого искусства и мастерства!

Что же имел ввиду Чин Фансён, когда говорил, что Илицюань основывается на чувствовании? Давайте разбираться.

Для начала вспомним некоторые известные в науке и технике явления. Первое, это лока́ция. Сам термин происходит от латинского слова locatio («размещение, положение»). Локация — это поиск с применением как активных средств, так и пассивных априорных знаний об объекте, включающий в себя определение местоположения, метрических параметров форм и иных свойств чего-либо. По физическому принципу и среде распространения различают следующие типы локаций: звуковая локация (эхолокация), гидролокация, радиолокация, оптическая локация, биолокация.

Когда речь идет о биолокации, мы сразу же вспоминаем дельфинов и летучих мышей, которые при помощи ультразвуков способны в полной темноте строить трёхмерный образ окружающей обстановки. Причём обновляют его в реальном времени, и могут смело опираться на этот образ для принятия важных решений. Мы вряд ли сможем представить подобный образ в своём сознании, потому что не обладаем такими же способностями к эхолокации. А если и обладаем, то в очень примитивной форме. Применима ли эхолокация в боевых искусствах? Однозначно нет. Хотя, например, музыканты и звукорежиссеры могут довольно успешно использовать эхолокацию в своей профессиональной деятельности.

Алексей Оводов со своими учениками Илицюань в вологодском Кунфу Центре
Алексей Оводов со своими учениками Илицюань в вологодском Кунфу Центре

Ещё один термин — радар. Это радиолокационная система, которая использует радиоволны для определения расстояния, угла и радиальной скорости объектов относительно объекта. Он используется для обнаружения и отслеживания самолётов, кораблей, космических аппаратов, управляемых ракет и автотранспортных средств, а также для отображения погодных условий и рельефа. Радиолокационная система состоит из передатчика, генерирующего электромагнитные волны в области радио или микроволн, передающей антенны, приёмной антенны и приёмника, а также процессора для определения свойств объектов. Радиоволны (импульсные или непрерывные) от передатчика отражаются от объектов и возвращаются к приёмнику, предоставляя информацию о местоположении и скорости объектов.

Теперь представьте себе такую «радиолокационную систему», которая использует не радио или микроволны, а телесные ощущения для той же самой функции. В качестве приёмо-передающей антенны выступает вся поверхность человеческого тела — главным образом, конечно, руки и ладони. Сканирующий импульс или непрерывное толкающе-тянущее воздействие будет4 генерироваться различными частями или целостной структурой вашего тела. А процессором для определения «свойств объектов» является совокупность отделов нашей центральной нервной системы. Назовём эту систему «телесным радаром», а процесс — «телесной локацией». Введём новые термины в оборот. Определения им пока давать не будем, но постараемся уловить сам смысл, содержащийся в этих терминах.

А теперь давайте рассмотрим телесный радар применительно к боевому искусству. Вы как боец являетесь субъектом, который сканирует своего противника — объект сканирования. Ваш соперник, осознанно или неосознанно ,делает ровно то же самое. И у кого тактильный радар будет более совершенный, тот будет наблюдать происходящее в ещё одном измерении — в измерении тактильных ощущений.

Измерение тактильных ощущений отличается от того, что вы видите и слышите. Представьте, что вы попали в помещение без света и на ощупь начинаете его изучать. Через какое-то время вы будете образно представлять себе всю комнату. Где находятся пол и стены, мебель, другие предметы интерьера. Будете знать, что и где лежит, из каких материалов выпол­нены все объекты, мягкие они или твёрдые, округлые или острые, и так далее. Если достаточно долго находиться в такой обстановке, то вы привыкните к этой ситуации. Начнёте уверенно перемещаться по комнате и находить то, что вам нужно.

Нечто подобное происходит в момент касания с противником, когда ваш телесный радар работает. Вот только в «объектив» вашего телесного радара попадают не столько объекты внешней обстановки, сколько всё тело противника. В идеале вы чувствуете все суставы и кости, мышечные тонусы, натянутость или раскованность связок и сухожилий, фасций и кожных покровов. Противник видится вами весь и сразу, моментально и в динамике. Вы чувствуете сокращение мышц, движения в суставах, механику движения всех частей тела. И что очень важно — чувствуете источник генерации силы, вектора силы как в теле соперника, так и в точке контакта. То есть, вы знаете в реальном времени всю необходимую информацию о действиях противника. И можете действовать в своих интересах, выполняя те или иные атакующие и защитные действия.

Как же реализуется телесный радар на практике? Сразу скажу, что это гораздо проще показать, чем описать словами! Но мы попробуем.

При атаке или защите возникает тактильная точка контакта между вами и противником. При правильных умениях и мастерстве точка контакта становится способна передавать механическую энергию от вас к противнику и от противника обратно к вам. По принципу «вопрос-ответ». Как говорит Чин Фансён: «Give — take» (дать — взять)! Через такую точку контакта и возможна работа телесного радара. Механический импульс от вашего тела отражается в теле противника.

Например, противник схватил вас рукой за предплечье. Теперь вы касаетесь его пальцами и ладонью, и можете через доступное «пятно контакта» взаимодействовать с ним и его телесной структурой. Если вы будете двигать своей рукой вправо-влево и вверх-вниз, то почувствуете степень свободы или не свободы в суставах его тела. Движение по линии его предплечья по направлению от запястья к локтю даст вам ощущение опорности на его костную структуру. А воздействие от его локтя к его же запястью даст вам ощущение натяжения сухожильно-мышечных тканей.

Следующий пример: противник атаковал вас прямым ударом руки в грудь. Вы защитились накрываю­щим действием снаружи-внутрь. Таким образом ваши предплечья встре­тились, и точка контакта возникла на ограниченной площади предплечий. Вы начинаете подавлять структуру атакующей руки, воздействуя на двигательные центры противника. Давление в точке контакта возрастает — возрастает и сопротивление структуры тела соперника. Сила и направленность его сопротивления дадут вам моментальное и прямое знание момента! Далее вы сможете следовать силе сопротивления и перенаправлять руку противника для проведения контратаки.

Здесь на помощь я призываю слова моего наставника, грандмастера Чжунсиньдао Илицюань, шифу Александра Валентиновича Скалозуба: «Источник света — он где-то Там. Источник звука — он где-то Там. Источник телесных ощущений — всегда Здесь и Сейчас!». Мы должны осознавать, что получаем информацию от телесного радара моментально. И тот образ реальности, который рисует ваш телесный радар, отличается и от зрительной реальности, и от слуховой! Он также может иметь различный «пространственно-временной радиус».

Алексей Оводов со своим шифу Александром Скалозубом
Алексей Оводов со своим шифу Александром Скалозубом

Чин Фансён сравнивает это с сетью паука. Чем больше сеть, тем большее пространство контролирует паук вокруг себя. То есть, если человек ощущает лишь поверхностное прикосновение, то и тактильная реальность лишь поверхностная. Ежели он умеет направлять свои усилия от точки контакта по структуре противника к его центрам, то начинает видеть не только движение самой точки контакта, но и первопричины её движения. Где зарождается сила, в каком из суставов, от каких мышц, в каком направлении, с какой скоростью, с какой инерцией…

Если вы умеете проводить своё усилие до локтя противника, то считываете его силу с локтя и ближе к точке контакта. Соответственно, если вы проводите усилие до плеча или двигательного центра масс, то и информация к вам приходит, скажем так, «с большей глубины» структуры. В конце концов, мы проходим через все центры рук и тела, через общий центр массы к центрам стоп.

Мастер, который способен через точку контакта проводить усилия через все «структурные точки» противника, способен видеть тело противника как своё собственное тело. Чувствовать зарождение движения в теле противника так же, как и источник движения в своём теле. Инерцию движений противника, её силу и вектор — так же отчётливо, как и инерцию в своём собственном теле.

Понаблюдайте за своими привыч­ными действиями во время парной работы с акцентом на тактильный радар. Уверен, что вы заметите массу полезных закономерностей!

Традиционное «семейное» фото учителя с учениками. В центре сидит основатель школы, создатель  стиля Илицюань — грандмастер Чин Ликкён. Слева направо: туди последователь Илицюань в 3-м поколении, глава школы Илицюань в Вологде — Алексей Оводов; сооснователь стиля Илицюань, создатель Джунсиньдао,  «Хранитель врат» и глава международной школы Илицюань — грандмастер Чин Фансён; глава российской школы Илицюань — грандмастер Александр Скалозуб (2011 год, Малайзия)
Традиционное «семейное» фото учителя с учениками. В центре сидит основатель школы, создатель стиля Илицюань — грандмастер Чин Ликкён. Слева направо: туди последователь Илицюань в 3-м поколении, глава школы Илицюань в Вологде — Алексей Оводов; сооснователь стиля Илицюань, создатель Джунсиньдао, «Хранитель врат» и глава международной школы Илицюань — грандмастер Чин Фансён; глава российской школы Илицюань — грандмастер Александр Скалозуб (2011 год, Малайзия)

И ещё один важный «лайфхак». Начинайте работу с тактильным радаром в медленном и очень медлен­ном темпе. Тогда вы сможете преодолеть уровень рефлекторных действий и выйти на уровень осознанных движений. И, вы заметите, что в какой-то момент реальность становится более реальной.

Алексей Оводов
Вологда, Россия