Будзюцу в период Бакумацу

Олег Захаров
Ростов–на–Дону, Россия


В 1853 году в Японию прибыли «чёрные корабли» коммодора Мэтью Перри. Это были последние дни правления Токугава бакуфу, и под девизом сонно-дзёи («почитай императора, изгони варваров») началась жестокая кампания терроризма, нацеленная на подрыв бакуфу.

В этот период кэндзюцу становилось всё более популярным. Так, освоив кэндзюцу богатые фермеры могли получить статус воина, а для буси низкого ранга это был шанс подняться на более высокие позиции благодаря собственному воинскому мастерству. Многочисленные странствующие воины перемещались по провинциям, и додзё становились местами для обмена информацией. Были также фехтовальщики — такие, как члены Синсэнгуми (специального антитеррористического полицейского подразделения в эпоху Бакумацу, вооружённого мечами), которые использовали свои навыки в реальных поединках не на жизнь, а на смерть.

Бакуфу создал военную академию Кобусё в 1856 году для непосредственных вассалов бакуфу и вассалов, относящихся к хан, которые отправлялись туда обучаться военному искусству. Основными направлениями обучения в Кобусё были ходзюцу и кэндзюцу (первоначально дзюдзюцу и кюдзюцу также изучались, но в конечном итоге от них отказались из-за предполагаемого отсутствия боевого применения).

В качестве инструкторов назначались мастера фехтования из различных традиций, а стиль кэндзюцу, преподаваемый в Кобусё, был сосредоточен на спарринге с использованием синай и в защитном снаряжении. Ката, некогда центральный компонент в тренировках рюха, по большей части были оставлены.

Длина синай была определена в 3 сяку и 8 сун (приблизительно 115 сантиметров), а в эпоху Бакумацу акцентировались такие концепции, как син-ки-рёку-итти (единство ума, духа и техники) или ки-кэн-тай-итти (единство духа, меча и тела).

Посмертный манускрипт Тиба Сюсаку «Кэндзюцу Рокудзюхати-тэ» (шестьдесят восемь техник кэндзюцу) привёл к совершенствованию техник, используемых для нанесения ударов мэн, котэ, до и цуки. В этот период было окончательно сформировано большинство техник кэндо, используемых в настоящее время.

Хотя главным образом буси всё ещё практиковали кэндзюцу, явный процесс модернизации был начат, когда соревновательный вид сиаи получил широкое распространение, а индивидуальные характеристики рюха эволюционировали в стандартизированные стили.

Создание современного будо

1868 год был годом Реставрации Мэйдзи. Давление западных военных сил и осознание неизбежного кризиса в вопросе независимости Японии побудили новое правительство Мэйдзи приступить к неотложной задаче модернизации государственного строя и экономической сферы, и уже с самого начала периода Мэйдзи (с 1868 по 1912) были реализованы массовые социальные преобразования.

Первое десятилетие эпохи Мэйдзи называют периодом «цивилизации и просвещения»; класс буси был ликвидирован, обнародован «Хайторэй» («Указ об упразднении меча», изданный в 1876 году), а объявленные старомодными традиционные аспекты японской культуры были отвергнуты.

Рюха будзюцу, которые развивались в период Токугава, были на грани исчезновения. Фактически многие рюха просто прекратили своё существование, а знаменитые фехтовальщики испытывали финансовые трудности без перспективы трудоустройства. Некоторым из них удавалось зарабатывать на жизнь, участвуя в зрелищах боевых искусств гэккэн-когё, которые были открыты для вносящих плату зрителей. Широкая публика проявляла большой интерес к просмотру поединков между знаменитыми фехтовальщиками и даже женщинами, владеющими нагината.

Современные кэндо и дзюдо

Во время восстания в г. Сацума в 1877 году элитный полицейский отряд (известный как Баттотай), вооружённый только мечами, одержал славную победу над силами повстанцев, приведшую к пересмотру полезности традиционных боевых искусств.

До эпохи Тайсё японской полиции не разрешалось носить огнестрельное оружие, а после того, как мечи показали свою эффективность на современной боевой арене, Кэйситё (полицейское управление) стало поощрять офицеров практиковать гэккэн и дзюдзюцу, и назначало известных мастеров кэндзюцу и дзюдзюцу в качестве инструкторов. Также полиция организовывала конференции по будзюцу, на которых проводились демонстрации и матчи.

В то же время «Движение за свободу и права людей» становилось популярным по мере усиления правительственной цензуры, и многочисленные ассоциации (кэсся) использовали спортивные мероприятия (такие, как состязания гэккэн) в качестве прикрытия для своих собраний. Кэндзюцу использовалось движением как способ воспитания идеалистов и приверженцев (соси).

В 1882 году Ямаока Тэссю (1836 – 1888 г. г.), преемник традиции Итто-рю, основал Сюнпукан — тренировочный зал, где он преподавал фехтование с акцентом на духовные аспекты и изучение дзен.

Тэссю был вассалом сёгуната и сыграл важную роль в успешных переговорах, приведших к бескровной сдаче замка Эдо. После Рес­таврации он стал лояльным камерарием императора Мэйдзи и был популярной фигурой. Его влияние было значительным, и Тэссю часто считают одним из тех, кто проложил путь от кэндзюцу эпохи Токугава к современному кэндо.

В 1882 году Кано Дзигоро (годы жизни с 1860 по 1938) основал Кодокан. Это поистине знаменательная дата!

Кано окончил Токийский императорский университет и вскоре после этого стал преподавателем в школе Гакусюин. В процессе создания программы Кодокан он объединил нагэ-вадза (бросковые техники) из Кито-рю и катамэ-вадза (замки) из Тэндзин Синъё-рю. После устранения опасных техник он создал свои собственные классификации, состоящие из техник тэ-вадза (броски руками), аси-вадза (броски с использованием ног), коси-вадза (броски с использованием бёдер) и комбинированных техник нагэ, какэ (атака) и хараи (подсечка).

Кано Дзигоро, основатель школы Кодокан
Кано Дзигоро, основатель школы Кодокан

Традиционное дзюдзюцу основывалось на ката-гэйко — однако дзюдо, как модернизированный стиль дзюдзюцу, делало акцент на рандори и включало соревновательные аспекты. Кано настаивал на том, чтобы дзюдо сочетало в себе «физическое воспитание», «соревнование» и «личное развитие».

На встречах с другими школами и поклонниками будо Саиго Сиро и его товарищи увеличили славу Кодокан дзюдо благодаря своим успехам в соревнованиях. По мере того, как число новых учеников росло, Кано создал Нагэ-но-Ката и Катамэ-но-Ката, а также продолжил модифицировать методы обучения. Он также сохранил классические техники Кито-рю в Косики-но-Ката. Ещё одним революционным нововведением Кано стало внедрение им системы рангов дан для поощрения реальных целей обучения.

В 1889 году Кано выступил перед высшими должностными лицами министерства образования Японии с лекцией под названием «Дзюдо иппан нараби ни соно кёикудзё но кати» («Взгляд на дзюдо и его образовательную ценность»), в которой он разъяснил различия между дзюдо и дзюдзюцу, и продемонстрировал, как технически и теоретически построено дзюдо. Кроме того, в том же году была обнародована «Конституция Мэйдзи», годом позже был основан парламент, а также обнародован «Императорский указ об образовании» — всё это важные вехи в модернизации японского общества.

Дзюдо Кано было создано путём усовершенствования аспектов традиционного будзюцу в соответствии с требованиями современной эпохи и оно должно было стать очень влиятельным шаблоном для модернизации других искусств будо.

Дай-Ниппон Бутокукай и определение будо

Националистические настроения усилились после побед Японии в Первой китайско-японской войне (1894 – 1895 г. г.) и Русско-японской войне (1904 – 1905 г. г.). Книга Нитобэ Инадзо «Бусидо» (1899 год) впервые была опубликована на английском языке и стала мировым бестселлером, открывая секреты о том, как Япония добилась успеха в этих конфликтах. Только впоследствии она была переведена на японский язык, послужив катализатором «бума бусидо» и в Японии.

Дзюдзюцу и гэккэн становились всё более популярными в полиции, армии, школах и частных додзё, а кюдзюцу широко распространилось среди студенческого сообщества.

В 1895 году Япония отмечала 1100-летие перенесения столицы в Киото императором Камму. Дай-Ниппон Бутокукай (Общество воинской доблести Великой Японии) было основано в ознаменование этого события. Бутокукай провёл показательные выступления по боевым искусствам, в которых приняли участие 667 человек: 338 в кэндзюцу, 117 в дзюдзюцу, 114 в кюдзюцу, 17 в содзюцу и 14 по нагината. С тех пор эти показательные выступления стали ежегодным мероприятием.

На момент своего открытия Бутокукай насчитывал менее 1800 членов. С членом императорской семьи в качестве суперинтендента, Бутокукай назначал гражданских служащих, губернаторов и высокопоставленных полицейских в качестве членов своего совета, и всего за два года набора число действительных членов увеличилось до более чем ста тысяч человек и превысило миллион всего через десять лет.

В 1899 году общество Бутокукай построило Бутокудэн (Зал Воинской доблести) в окрестностях храма Хэйан Дзингу в Киото, и именно здесь впоследствии проходили показательные выступления в боевых искусствах. Место императора находится в алтарной части (сёмэн) зала Бутокудэн и вызывает сильное ощущение «изобретённой традиции».

В 1902 году впервые были присуждены сёго (звания): Ханси (старший эксперт) и Кёси (опытный учитель), а также внедрена система почестей «Поощрение доброй воли для мастеров боевых искусств». В 1904 году был построен центр для подготовки учителей будзюцу, а в следующем году были разработаны стандартизированные «Сэйтэй Ката» дзюдзюцу и кэндзюцу, позаимствовавшие некоторые элементы из нескольких различных рюха. Во многих отношениях общество Бутокукай сыграло решающую роль в продвижении будо в период между Первой и Второй мировыми войнами.

Кано был директором Токийской высшей нормальной школы (Токё Кото Сихан Гакко) с 1894 по 1920 год, а также возглавлял отдел дзюдзюцу в Бутокукай. В 1909 году он стал членом Международного олимпийского комитета, а два года спустя организовал Дай-Ниппон Тайику Кёкай (Спортивная ассоциация Японии) и стал её первым президентом. В следующем году Кано был назначен первым руководителем делегации Японии на V Олимпийские игры.

Кано оставил свой след не только в дзюдо, но и способствовал распространению и процветанию кэндо, сумо и других японских видов спорта. Он также сыграл важную роль в распространении карате с Окинавы на другие территории Японии.

Если вспомнить развитие современных видов спорта во всём мире, легкоатлетические соревнования стали популярными с 1860-х годов: соревнования по футболу и регби начались в английских публичных школах, гимнастика была организована в Германии в 1880-х годах, баскетбол и волейбол были изобретены в США в 1890-х годах, а первые современные Олимпийские игры состоялись в 1896 году.

В то же самое время японское будо реконструировалось из традиционного будзюцу и прочно утвердилось в обществе уже в 1890-х годах — так же, как современный спорт в других культурах, и сохраняет особое историческое место наряду с мировым спортом и физичес­ким воспитанием.

Будо в школах

После Русско-японской войны и в период Тайсё Япония становилась всё более влиятельной на мировой арене, и приступила к империалистической колониальной экспансии, аннексировав в 1910 году Корею и планируя экспансию в Китай.

Во времена, когда Европа была втянута в Первую мировую войну (1914 – 1918 г. г.), Япония смогла установить свою власть над Азией, поскольку её благосостояние росло благодаря экспорту военного времени. Последнее поколение буси, родившееся в эпоху Токугава, почти полностью исчезло, но милитаристские тенденции усилились по мере того, как начали всё более расширяться представления о бусидо.

До этого энтузиасты стремились включить боевые искусства в систему образования, но безрезультатно. В 1883 году министерство образования провело исследование, чтобы установить преимущества и недостатки включения гэккэн и дзюдзюцу в национальную учебную программу, но Тайсо Дэнсюсё (Национальный институт гимнастики) пришёл к выводу, что будзюцу не подходит для системы образования.

В 1896 году возникло новое движение петиций, которое привело к обсуждению в Императорском сейме вопроса о допуске дзюдзюцу и кэндзюцу в средние школы, но эта идея была вновь отвергнута. И лишь только в 1912 году они были окончательно разрешены в качестве факультативных дисциплин в средних школах.

Таким образом, стало необходимым подготовить значительное количество квалифицированных учителей будо и срочно разработать стандартизированные ката и методики группового обучения. В то время двумя основными учебными заведениями для подготовки учителей являлись Токийская высшая нормальная школа и Будзюцу Сэнмон Гакко (Школа специалистов будзюцу), основанная в Киото обществом Бутокукай в 1912 году.

Поскольку Кодокан был предельно влиятельным, то никто не осмеливался критиковать стандартизированные ката дзюдзюцу (Бутокукай Сэйтэй Ката — пятнадцать нагэ-вадза и пятнадцать катамэ-вадза), разработанные в 1906 году при значительном личном участии Кано.

Ката кэндзюцу также были спорными, и многие эксперты, представляющие традиционные рюха, предъявляли жалобы к трём Бутокукай Сэйтэй Кэндзюцу Ката, созданным в том же году. Новый комитет из двадцати членов был назначен для повторного изучения стандартизированных форм, и в 1911 году он представил Дай-Ниппон Тэйкоку Кэндо Ката (семь тати и три кодати), известные теперь как Ниппон Кэндо Ката. Кроме того, в книге под названием «Кэндо», опубликованной Такано Сасабуро в 1915 году, были представлены методы группового обучения, а также установлены стандартные формы этикета.

Кроме того, широкой публике стали доступны манускрипты о кэндзюцу периода Токугава, содержащие «тайные учения» (хидэн) многих рюха. В 1909 году Горин-но-Сё (книга Миямото Мусаси «Пять колец») была опубликована и включена в книгу Такано Сасабуро «Кэндо». В 1915 году была опубликована книга «Будзюцу» Сосё, сборник из двадцати одного трактата о кэндзюцу эпохи Токугава, а в 1921 году Ямада Дзирокити включил в «Кэндо Сюги» пятьдесят восемь традиционных книг по кэндзюцу. В 1925 году были опубликованы «Нихон Кэндо-си» (Ямада) и «Кэндо но Хаттацу» (Симокава Усио) в качестве обстоятельного обзора истории кэндо.

Термин «дзюдо» стал широко известен примерно в 1900-х годах благодаря развитию Кодокан. В 1890-х годах началась модернизация икебана и чайной церемонии, а их названия в целях оживления смысла были изменены на кадо («Путь» цветка) и садо («Путь» чая).

В эпоху Тайсё в употребление вошел термин «кэндо», заменив привычное название «гэккэн».

Нисикубо Хиромити, директор Будзюцу Сэнмон Гакко, изменил термины дзюдзюцу, гэккэн и кюдзюцу на дзюдо, кэндо и кюдо в 1919 году, а школа Будзюцу Сэнмон Гакко была переименована в Будо Сэнмон Гакко. Министерство образования официально заменило термин гэккэн на кэндо в 1926 году.