21 октября исполнилось 65 лет Александру Половинкину — очень уважаемому человеку, одному из наших авторов.
Я познакомился с ним на «Непобедимой державе», проводимой Алексеем Борисовым. Вообще, помимо реализации других своих достоинств Алексей очень успешен и в умении знакомить людей между собой. Например, у него я познакомился с Игорем Пасько, Марией Давыдовой и многими другими достойными представителями мира боевых искусств.
Александр привлёк меня своей обстоятельностью и продуманной позицией. Никогда не забуду случай (впрочем, не я один), как на «консульском четверге» перед одной из наших Олимпиад он предложил консулам «уколоть» его ножом (деревянным). Вызвался консул Японии, и схватка началась! Александр таки обезоружил противника и видимо чтобы закрыть вопрос о «северных территориях», в качестве победного жеста хлопнул его ладонью по лбу. Консул не обиделся, а остальные задумались…
Ещё он ходит в «серьёзные» горы и успешен как инженер.
Для поздравления я попросил его дать «фактуру». Нам в редакции показалось, что её можно не менять и привести полностью, без правок и купюр.
Ещё раз — с юбилеем, Александр!
Главный редактор
Спортом я начал заниматься с четвёртого класса. В то время большинство детей ходило в спортивные секции, разнообразие которых было достаточно велико. Сейчас даже уже и не помню почему, но выбрал классическую борьбу. Наверное, потому, что может быть и не осознанно, но хотелось быть сильным. Занятия сделали свое дело — к восьмому классу выглядел уже достаточно внушительно. Но дальше надо было готовиться к поступлению в вуз. А с девятого класса по вечерам начал ездить в химическую школу при Менделеевском институте. В результате, времени на борьбу уже не осталось.
Но просто так расстаться со спортом не получилось. Когда учился в десятом классе, среди люберецких ребят начались разговоры о некоем таинственном виде единоборства — карате. Это сейчас любая информация распространяется мгновенно. А тогда, к примеру, единственным доступным фильмом, касающемся темы боевых искусств, был фильм «Гений дзюдо». Да и то, если успеешь посмотреть его в кинотеатре. А литературы практически никакой не было. В общем, карате серьёзно завладело умами не только молодёжи, но и людей вполне уже взрослых. Поэтому, как и многие мои друзья, решил заняться карате, и оказался в зале, где один из учеников японского мастера Сато Тецуо, преподавал направление Ситорю.
Но тогда мы с друзьями неправильно поняли глубинный смысл занятий карате. Выросшим в известном своими традициями «уличной культуры» городе Люберцы, нам хотелось поскорее научиться хорошо драться. А разучивать формальные комплексы показалось скучным. Все кончилось тем, что мы продолжили занятия в одном из люберецких подвалов, потому как считали, что всё, что необходимо, чтобы стать хорошим бойцом, так это умение разбивать доски, делать шпагат и сильно бить по мешку ногами и руками.
В таком режиме прошло несколько лет. Институтские друзья, с которыми мы иногда встречаемся, смеясь, до сих пор вспоминают, как я постоянно приходил в институт то с синяком под глазом, то хромая из-за травмы ноги, то ещё что-нибудь в этом роде.
Через несколько лет такой жизни пришёл к мысли, что надо поменять подход к делу и поискать какой-либо практичный, но при этом позволяющий снизить риск травм во время спаррингов стиль. А тут как раз стало набирать популярность кунфу (термин «ушу» появился позднее). В Москве стали появляться носители этого направления боевых искусств. Начал искать таких носителей, пытаться понять, как работает их техника, разобраться в том, какие у каждой достоинства и недостатки. Так прошло ещё несколько лет, пока где-то в середине 80-х не встретился с Валерием Мартыновым. Он преподавал вьетнамскую версию стиля Вин Чун, а знания свои он получил от мастера Хуан Вин Занга, оставившего серьёзный след в развитии боевых искусств в СССР.
Никогда не забуду, как техника Вин Чун покорила меня своей рациональностью и наличием в ней базовых принципов, о которых до этого даже не подозревал. В частности, принципа «липких рук» и принципа одновременной работы несколькими конечностями. А то, что она на самом деле очень эффективна, Валерий Васильевич наглядно продемонстрировал, вчистую переиграв меня, несмотря на мой, как мне тогда казалось, опыт и к тому же явный перевес в физических возможностях.
У Мартынова я застрял на целых шесть лет. Разочарование в своих возможностях, основанных на технике Вин Чун, наступило в конце 80-х годов, после знакомства с кикбоксингом. Оказалось, что при встрече с кикбоксёрами не очень-то получается мягко принимать и сопровождать амплитудные удары, наносимые по округлым траекториям, так, как это получалось с ударами, подобными ударам в карате.
Ответ на мучивший вопрос «можно ли всё-таки применять принцип липких рук и в этом случае» нашёлся довольно быстро. Повстречал человека, который владел такой техникой. Правда, он так и не сказал, как она называется. Сказал, что научил его некий сибиряк Николай, и на том всё. Но не это главное — главное, что получил новые знания.
А затем, после знакомства с техникой спортивной гимнастики, куда занесло по причине возникшего желания научиться прыгать на батуте, как-то само собой открылось понимание того, как можно существенно усовершенствовать передвижения. Для этого пришлось отказаться от самого что ни на есть основного принципа, лежащего в основе практически всех видов единоборств — принципа, требующего от бойца удерживать устойчивое равновесие. Некоторое время потребовалось на то, чтобы переварить эту идею и начать строить на ней нечто новое, даже визуально сильно отличающееся от известных вариантов боевой техники.
В мае 1993 года в наш зал на площади Ильича пришли телевизионщики с первого канала и возник вопрос — а как это называется? Долго не размышляя мы придумали — «система эффективного боя» или СЭБ. Так это название и осталось, а прошло уже тридцать лет…
Примерно в это же время состоялось знакомство с Виктором Ивановичем Пановым, учёным-психологом, который убедил меня заняться наукой. В результате поступил в аспирантуру во ВНИИФК.
Началась работа над диссертацией и параллельно шла дальнейшая доработка новой техники. Диссертация была защищена в 2005 году.
В 2006 году был получен патент на изобретение «техники перемещений в состоянии неустойчивого равновесия», подтверждающий оригинальность наших разработок. Наиболее важным следствием внедрения вышеупомянутой техники можно считать открытие возможностей надёжного выполнения уходов от самых различных ударов. На этой основе впоследствии была разработана техника защиты от холодного оружия (нож и дубинка)
Проведённые педагогические эксперименты в отряде специального назначения «Витязь» и ряде других силовых структур показали, что овладение способами противоборства на основе СЭБ существенно повышает эффективность действий бойцов.