Юродивый…

Николай Смирнов
главный редактор журнала Budo Global


Здравствуйте, дорогие читатели!

Поздравляем вас и себя с выпуском нового номера. Перед тем, как перейти к содержанию редакционной статьи, хотелось бы вас проинформировать.

Не скажу, что мы на это не рассчитывали, но оказывается, что нас читают не только в России, но и в ряде других стран. Причём, не только в республиках бывшего СССР, но и во многих других. К нам заходят, читают и пишут жители Германии и Франции, США, Португалии, Южноафриканской республики, Бразилии, Аргентины, Ирана и даже Саудовской Аравии. Это радует.

Кстати, мы решили ввести новшество и создать институт региональных шеф-редакторов. Это уважаемые люди в своих регионах (и, конечно, не только в них), которые (я в этом уверен) смогут давать интересную информацию о происходящем, делать анонсы своих планов, а также делиться своими мыслями и мыслями коллег в виде статей. Планируется, что мы получим не только отклик представителей одного направления единоборств, полюбившегося шеф-редактору, но и тех, кто в данном регионе выбрал для себя другие «единоборческие» пристрастия. Время сейчас очень непростое и единство страны должно ощущаться на всех уровнях. Среди первых шеф-редакторов – Олег Строгонов (Челябинск), Николай Бучин (Екатеринбург), Алексей Борисов (Самарская область), Алексей Оводов (Вологда), Алексей Ефремов (Кемерово), Анатолий Митрофанов младший (Великий Новгород). Ждём и других. Причём, и специалистов из других стран. Мы с удовольствием представим любые интересные материалы.

Возвращаясь непосредственно к теме редакционной статьи, хочу сказать, что у меня много знакомых военных, среди которых есть и рядовые, и офицеры, и генералы, и адмиралы. Как и все люди они разные. Есть те, общением и дружбой с которыми я горжусь. Правда, есть и те, к которым у меня отношение не очень хорошее.

Знаете, с детства тревожило одно высказывание – «хороший человек это не профессия». Не могу с этим согласиться. Хорошие военные специалисты есть во многих странах. Вопрос в том, хорошие ли они люди. По поводу многих своих знакомых могу ответить утвердительно.

Недаром говорится – история это наука, которая делает человека гражданином. А нашей историей мы можем гордиться. Об одном из ярких представителей государства российского я и хотел поговорить.

Имя Александра Васильевича Суворова хорошо известно в России, да и не только. Он, в каком-то смысле, заложил основы российской и советской полководческих школ. Тех самых, которые позволяют нам гордиться своей воинской историей. Не придуманными победами, соучастием в чьих-то операциях и «примазыванием» к чужим подвигам, что характерно для многих государств, а своими, выстраданными, пусть кровоточащими, но честными – теми, которыми можно и нужно гордиться.

Что-то, безусловно, устарело – изменилось техническое оснащение армий, и, соответственно, способы построения воинов и методы ведения войны. Но это плата за технический прогресс. К примеру, известно, что когда царь Леонид (да тот самый, главный из 300 спартанцев) увидел катапульту, он был очень расстроен и воскликнул: «О, Геракл, пришёл конец храбрости человеческой!» Что же говорить про храбрость в наши дни, когда за десятки, за сотни и тысячи километров отправляется боезапас противнику.

Говоря про Суворова, нужно с горечью сказать – и здесь нашу страну обокрали. Из известных почти шести сотен прямых потомков генералиссимуса более двухсот живут во Франции, Германии и США, остальные в странах СНГ, и лишь около двадцати в России. Весьма неприятный счёт.

Вообще, фамилия Суворов, как бы и не совсем русская, увы. Хотя почему увы? Она всё равно наша – общая, российская. Легенду о предке шведе мы с негодованием отметаем, и не потому, что они засобирались в НАТО (хотя вроде чего-то задумались и затормозили), а из-за любви к правде, но с татарским происхождением придётся согласиться. «Сувор» по-татарски наездник, и исследования говорят, что первым Суворовым, упомянутым в летописи, стал служивый Горяин Суворов, из татар. Произошло это в конце 15 века. Но вот к началу 17 столетия уже есть упоминание о московских дворянах Суворовых. Так что, с той поры и можно вести отсчёт Суворовых.

В чём же секрет прославленного полководца? Ведь победы небесами так просто не даются. Наверное, в том, что Александр Васильевич сумел изменить подготовку войск. В принципе, он использовал известные «наработки»: от Цезаря он взял практику форсированных переходов, от маршала Саксонского – «люди на войне делают не то, что нужно, а то, чему их учили». Отсюда его знаменитое «тяжело в учении – легко в походе!» Да, да, именно в походе. Перифраз на «легко в бою» лишь чья-то залихватская вольность, близкая к «шапками закидаем». В бою не может быть легко.

Возвращаясь к Цезарю и маршалу Саксонскому, следует сказать, что Суворов объединил их наследие и, что самое важное, «очеловечил» солдат. Ведь до него к ним относились (и это было характерно, например, для европейских, да и азиатских армий того времени) как к бездушным инструментам по исполнению воли начальника. Общепринятое в армиях того времени – десять забей, одного выучи. У него всё было не так. Его секрет был прост – бесполезное на войне вредно вводить в мирное обучение, иначе получается извращение понятий и привычек, и как обязательное: в солдате нужно признавать человека и соответственно с этим с ним во всем поступать. – Только и всего? – Только и всего. – И это секрет? – Да, секрет, и притом открытый.

И ещё, но весьма важное – он особо отмечал необходимость духовной силы, важность ощущения человеческой правды. Суворову не нужен был в подчинении лукавый раб. Он хотел, чтобы под его началом был не работающий из-под палки, но свободный человек, который готов с честью и по собственной воле отдать свою жизнь «за други своя», за Отечество.

Затрагивая этические аспекты войны, он осуждал несправедливые, напрасные убийства. Говоря про мирных жителей, заявлял – «солдат не разбойник», и призывал беречь обывателя. Его пытались демонизировать за взятие Праги (предместье Варшавы), якобы залитой кровью мирных жителей – шума было много, но представить никаких доказательств не смогли. Что-то очень-очень сильно напоминает сегодняшние дни. Кстати, известен примечательный исторический факт: когда с блеском разбившие французов войска Суворова вступили в Милан, итальянки (католички, между прочим), кланяясь, подвели к Александру Васильевичу своих детей для благословения. Ничего не понимая, смутившись, он спросил через переводчика:

– В чём причина такого поклонения?

– Ваши солдаты никого не убивают, не насилуют. Ничего не сожгли, и даже ничего не украли. Мы почитаем вас святым!

Многие воспринимали его за юродивого. А он действительно в глазах современников таким и был. Ведь масштабы тогдашнего воровства (или прибегнем к современному, почти элегантному, слову «коррупция») были громадны и никак обществом не осуждались. Оно ещё не очень понимало, что такое истинный, в том числе и «служебный», патриотизм. Только-только Екатерина, и именно в этом её признанное величие, начала учить русских гордиться национальным именем, но это было только начало длинного пути. Пока больше все служили, как учились столетиями – государю, своему личному, а что останется – общерусскому. А он пел басом в церковном хоре (при его-то скромном телосложении), не воровал, гордился тем, что он русский (помните: «Я русский! Какой восторг!») и служил своей стране и тем же солдатам, которые служили под его началом. Он был набожным человеком, но не показушно, как сейчас стало модно, а по убеждению. Был уверен, что за каждым скверным даже словом скрывается скверное понятие, которое за словом проникает в душу, разрушая её.

Его подход воспитал многих. Благодаря ему потом уже появятся патриоты типа генерал-губернатора М.С. Воронцова, увы, оболганного Пушкиным в знаменитой эпиграмме. А Воронцов, между прочим, на свои деньги устраивал пенсион отслужившим своим однополчанам и делал очень много хорошего, в том числе и знаменитому поэту. Суворовский подход.

Этот же подход обеспечил и появление в конце восемнадцатого века Инвалидного дома для военных ветеранов в здании, выстроенном на Каменном острове в Санкт-Петербурге. Да, да, того самого здания, дорогие читатели, в котором сейчас располагается Комплексная школа высшего спортивного мастерства, хорошо знакомая многим поколениям спортсменов и тренеров – единоборцев, где, как говорится, некогда бывал и я, причём несколько лет. Согласно свидетельству одного из современников той поры, он выглядел тогда так:

«Инвалидный об одном этаже каменный дом, заключающий в себе обширный коридор, по сторонам коего расположены в два ряда инвалидные каморы с кладовыми при каждой, подвалами и таковыми же под крышею чуланами. При том же доме находятся лазаретные комнаты, аптека и квартиры для жительства священнику, врачу и смотрителю оного дома».

Гладкие стены Инвалидного дома были прорезаны одинаковыми окнами с полуциркульными завершениями без каких-либо украшений. В сам дом вели шесть одинаковых входов. Что особо ценно заботой – с пристроенными к ним для удобства завалинками, считай, верандами по-современному. Центром здания являлся 200-метровый коридор, по сторонам которого располагались одинаковые комнаты-ячейки. Первыми жителями Инвалидного дома были пятьдесят матросов – участников Чесменского сражения. Кстати, слово «инвалид» в те далёкие времена обозначало и ветеранов.

Кроме своей известной книги Суворов наследия, в виде школы, благодарных учеников, не оставил и на целых шестьдесят лет был практически забыт. Показательно, что первое его серьёзное сочинение «Суздальское учреждение», получившее позднее название «Полковое учреждение» и ставшее по сути предтечей «Науки побеждать», вообще было утеряно и рукопись обнаружили уже в Советское время только в 1938 (!) году. К сожалению, мы плохо умеем почитать великих современников.

Наверное, во многом благодаря именно ему Бисмарк (кстати, никакой наш не друг и не союзник) позднее писал о наших с вами предках:

Это неразрушимое Государство русской нации сильно своим климатом, своими пространствами и своей неприхотливостью, как и через осознание необходимости постоянной защиты своих границ. Это Государство, даже после полного поражения, будет стремящимся к реваншу противником.

И ещё:

Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть.

Общее – это то, что делает нашу страну сильнее. Конечно, есть немало требующего изменения, честности в отношениях между народом и властями. Но нынче совсем не время расставлять очередность. Главное – сплочение.

В заключение приведу одну известную фразу одного известного человека: лучше быть повешенным за преданность, чем за предательство.