Автор: Александр Половинкин
Москва, Россия
Нужно ли усовершенствовать технику боевых единоборств?
Когда-то, в стародавние времена, и на Востоке, и на Западе, от уровня владения техникой безоружного боя или боя с холодным оружием зачастую зависела жизнь человека. Поэтому осваивали боевые искусства исключительно в практических целях, либо для подготовки воинов, или же для обеспечения безопасности в гражданских условиях. Естественно, техника была жёсткой, направленной на поражение противника, никто не рассуждал, с каким уровнем контакта следует наносить удары. И конечно же, было важно, насколько эта техника эффективна. Поэтому уместно предположить, что при таких обстоятельствах активно шёл процесс её совершенствования, в результате которого отбрасывалось то, что не оправдывало себя на практике, и сохранялось то, что подтверждало свою эффективность.
Но сейчас в жизни людей очень многое поменялось. Победа в войне уже не зависит от физических навыков бойцов, всё решает техническое совершенство вооружений. Гражданская жизнь стала куда более спокойной. В цивилизованных странах риск подвергнуться жестокому нападению если и не сошёл на нет, то стал минимальным. Кроме того, появилось множество технических средств самообороны, различные газовые баллончики, электрошокеры, травматические пистолеты, которые позволяют куда более эффективнее остановить злодея, чем применение приёмов самозащиты. Ведь всегда остаётся вопрос, насколько хорошо эти приёмы освоены и как сработают в реальных условиях.
Получается, что мотив заняться боевыми искусствами с перспективой использования полученных навыков в прикладном направлении в большинстве случаев уже не является доминирующим. А миллионами людей, которые приходят в залы, где обучают единоборствам, движет нечто иное. Очень многих привлекает спортивный аспект занятий, в основном это дети и молодёжь. Людьми среднего возраста часто движет желание с помощью занятий поддержать свою физическую форму и приобщиться к культуре страны происхождения выбранного вида боевого искусства и т. д. При этом следует отметить, что во всех перечисленных случаях боевая эффективность выбранного вида уходит на второй план. Да и как её может оценить начинающий?А раз вопрос эффективности не является первостепенно важным, то получается, что и нет смысла заниматься какими-либо усовершенствованиями техники. В современных условиях эти усовершенствования скорее будут даже вредны для уже сложившихся, получивших широкое распространение школ. Дело в том, что в большинстве случаев их техническое содержание стало носить уже канонический характер, и как-либо изменять его значит размывать лицо школы.
Но так уж получилось, что автора данной статьи с самого начала знакомства с боевыми искусствами, которое, как и у многих в то время, началось с карате, совершенно не интересовали ни спортивный, ни культурно-этнографический, тем более оздоровительный, аспекты занятий, а интересовал исключительно прикладной аспект. И интерес этот, возникнув в семнадцать лет, сохраняется уже (без малого) пять десятков. Аж самому страшно, сколько времени прошло.
За это время удалось достаточно близко познакомиться с различными видами и школами боевых искусств, научиться разбираться в принципах построения их техники, выделять её положительные и отрицательные особенности в плане боевой эффективности.
И главный вывод, который в свое время был сделан, является следующим.
С большой долей уверенности можно утверждать, что великое разнообразие ударной техники руками и ногами, техники захватов, бросков, болевых приёмов и прочего, полностью реализует потенциал двигательных возможностей человека. Это разнообразие позволяет каждому индивиду, с учётом особенностей строения его тела и физического развития, подобрать для себя наиболее подходящий набор техники из вышеупомянутого арсенала, который будет для него наиболее комфортным в использовании, и позволит действовать наиболее естественно и эффективно.
Однако, техника перемещений известных видов единоборств, при всем её визуальном разнообразии, строится по одному и тому же принципу, который изначально несёт в себе ряд ограничений в реализации двигательных возможностей человека, и тем самым в общем техническом арсенале боевых искусств является своеобразным слабым звеном.
Поэтому и возникла идея порассуждать именно о технике перемещений или передвижений, кому как нравится. И не просто порассуждать, а с теми, кому это может быть интересно, поделиться мыслями и наработками, каким образом строить её на более естественной для человека двигательной основе, расширив при этом свои возможности.
О доминирующем принципе построения техники перемещений в боевых единоборствах
Каждый, кто приходит в зал, чтобы начать заниматься каким-либо из видов боевых единоборств, первым делом сталкивается с темой стоек и перемещений. Ведь так уж сложилось, что в подавляющем большинстве направлений, стилей и школ все элементы техники, будь то удары или защитные действия, выполняются из вполне определённых положений тела, называемых стойками. Перемещения, по сути, представляют собой переходы из одной стойки в другую, и также являются обусловленными. В итоге, для каждой школы характерен свой, индивидуальный, визуальный рисунок движений бойца, часто позволяющий легко идентифицировать, что это за школа.
Поскольку техника боевых искусств чрезвычайно разнообразна, и число известных школ, претендующих на оригинальность, измеряется как минимум сотнями, то разнообразие стоек и вариантов перемещений также очень велико.
Конечно же, вряд ли кто-то из новичков, делая первые шаги по залу, задумывается, а зачем вообще нужны стойки, и почему они именно такие.
Но скорее всего, их вопрос будет предвосхищён наставником, проводящим занятия, который объяснит, что правильные стойки нужны для того, чтобы обеспечить устойчивость бойца при выполнении различных технических элементов. К примеру, тех же ударов и блоков. И хорошая устойчивость в стойке достигается тогда, когда проекция центра тяжести бойца находится как можно ближе к центру его условной площади опоры.
Можно добавить, что чем ниже стойка, тем больше площадь опоры, и, соответственно, лучше устойчивость.
При этом отклонения корпуса от вертикали, смещая проекцию центра тяжести к краю площади опоры, напротив, снижают устойчивость. Поэтому (в большинстве случаев) бойцам предписано держать корпус вертикально.
На первый взгляд кажется, что все эти требования вполне логичны. И тот факт, что удержание бойцом равновесия тела при ведении поединка является необходимым условием успеха в этом поединке, думаю, сомнению не подлежит.
Но тем не менее, задуматься здесь есть над чем. Во-первых, любой тип перемещений, при котором начальной и конечной фазами являются устойчивые стойки, не является для человека естественным навыком. Перемещения в стойках надо осваивать. На это уходит много времени, и оказывается, что сами эти перемещения достаточно энергоёмки.
Во-вторых, скорость перемещений подобного типа часто бывает недостаточной для решения определённых задач поединка. И мы видим, как, к примеру, каратисты, которые годами шлифовали перемещения согласно технике школы, на соревнованиях почему-то переходят на челнок.
В-третьих, при перемещениях в стойках, когда надо соблюдать условия вертикальности корпуса для обеспечения необходимой устойчивости, крайне затруднительно выполнять уклоны и уходы. А ведь это наиболее эффективные способы защиты от ударов.
А может быть бойцу и не обязательно в поединке двигаться в каких-то специальных стойках? Ведь те же боксёры перемещаются (по большей части) обычными шагами, лишь легковесы часто переходят на челнок. Вопрос риторический. Сам факт существования бокса говорит о том, что без специальных стоек обойтись можно.
Но надо учитывать, что перемещения шагами при свободном положении тела снимает лишь первую проблему из трёх основных, которые мы отметили выше – проблему неестественности движений, и как следствие, лишних затрат энергии на перемещения. Две другие проблемы, а именно низкие скорость и маневренность перемещений, остаются.
Так можно ли сделать перемещения такими, чтобы они позволяли бойцу легко изменять положение и ориентацию тела в пространстве для того, чтобы избегать ударов, не меняя их траектории? Позволяли в нужный момент резко увеличить скорость движения для того, чтобы неожиданно разорвать дистанцию, либо, напротив, быстро сблизиться с противником. И при этом ощущать естественность и лёгкость движения с минимальными затратами энергии.
Оказывается, можно. И в основе построения таких перемещений лежит биомеханика ходьбы, потому что именно ходьба является наиболее естественным для человека способом передвижения.
И здесь внимание! Как это ни парадоксально прозвучит, в раннем детстве, когда мы учились ходить, то реализовали лишь часть потенциала, который заложен в механизме хождения человека. Кое-что осталось за кадром. А почему? Да потому, что в обычной, нормальной жизни нам большего и не надо. А вот для поединков для того, чтобы уметь в последний момент увернуться от удара, а свой нанести из положений, из которых, казалось бы, ударить невозможно, то, что мы недоосвоили, как раз очень пригодится.
Наверное, здесь у многих читателей возникнет вопрос: а на основании чего автор делает столь резкое суждение, по сути указывая на то, что человечество за всё время своей эволюции не реализовало полностью свой физический потенциал в таком, совсем не сложном, деле как ходьба? Ведь мы умеем ходить и вперёд, и назад, и вбок, и танцевать умеем. Да чего мы только не умеем, двигаясь шагами.
И всё же, у автора есть основания утверждать, что именно углублённое понимание механизма ходьбы открывает путь к системе целевых движений, которые существенно раздвигают возможности боевых перемещений, сохраняя их естественность.
В следующих частях статьи все эти вопросы мы разберём более подробно.