В начале «нулевых» на кафедре прикладных и экстремальных видов спорта РГУФК (Российский государственный университет физической культуры) собирались энтузиасты боевых искусств (включая и автора данной статьи), те, кому было интересно узнать по этой теме что-то новое и нестандартное. Акцент, при этом, делался на оригинальных подходах в технике прикладной направленности. То есть, той, которая нацелена на применение в условиях реального боя, когда бить могут как угодно, куда угодно и чем угодно. Инициатором и вдохновителем таких встреч был тогдашний руководитель специализации «Служебно-прикладные единоборства» Дмитрий Алексеевич Сагалаков.
И вот зимой (кажется 2005-го года) до нас дошла информация о том, что в Москву приехал некий мастер, разработавший свою технику, построенную на волновых движениях, да ещё и владеющий каким-то необычным способом метания ножа. Конечно же, захотелось познакомиться с ним и его техникой.
И вот как-то вечером, когда мы узким кругом тренировались в небольшом зальчике вышеупомянутой кафедры, на входе появился брат Д.А. Сагалакова – Николай, а с ним среднего роста человек в чёрной тренировочной униформе, похожей на китайскую. Это и был тот самый мастер – Юрий Викторович Федин. Оказалось, что его, можно сказать, выдернули с тренировки, которую он проводил, и он приехал даже не переодевшись.
Юрий Викторович (далее Ю.В.) оказался открытым приветливым человеком. Он с удовольствием рассказывал о своих разработках, отвечал на вопросы. Даже более того: казалось, что он хотел рассказать как можно больше, и стараясь, чтобы его лучше поняли, сопровождал свой рассказ активными движениями. В конце концов, объясняя принципы защиты, он вовлёк в свои движения и меня, да так, что в итоге получился лёгкий спарринг.
С одной стороны, движения Ю.В. по форме были очень необычными. Но с другой, как я быстро понял, в основе их лежали известные мне принципы: принцип волны и принцип прилипающих рук. Поэтому вскоре у нас наладилось относительно слаженное взаимодействие, которое периодически нарушалось специфическим ударом в пах со стороны Ю.В., от которых было очень сложно защититься. Как позже выяснилось, это был его основной, коронный удар ногой. От неожиданности пару таких ударов, кажется, пропустил, но без ущерба для здоровья. Ю.В. очень хорошо контролировал свои движения.
Потом, конечно же, ещё долго обсуждали что да как, и в итоге сложилось чёткое убеждение, что перед тобой носитель очень оригинальной техники, которой он прекрасно владеет, и которая вполне реально работает. Так состоялось первое знакомство с Юрием Фединым.
В следующий раз мы встретились в зале, где были установлены стенды для метания и Ю.В. рассказал о своей технике безоборотного метания ножа. Не будучи вовлечённым в тему метания, но имея представление о технике обычного, оборотного метания, я был сильно удивлен тому, насколько легко и непринужденно Ю.В. неуловимыми движениями отправлял ножи к стенду острием вперёд.
Конечно же, после всего увиденного и у меня, и у моих коллег по интересу, возник вопрос: что это за человек, какова его судьба, и как он до всего этого дошёл?
Оказалось, что Ю.В. человек военный.
После школы он поступил в Ейское лётное училище, где готовили военных летчиков, а закончив его, служил в качестве пилота истребителя-бомбардировщика.
Выйдя на пенсию в 1993 году, как рассказала его дочь Ольга (а ей, соответственно, её мама), отец с головой ушёл в тему разработки своего стиля рукопашного боя, частью которого являлся оригинальный способ метания ножа. В семье Фединых существует версия, что между бывшей профессией Ю.В., и способом безоборотного метания, который он, в итоге, разработал, существует определённая связь. Управление самолётом конструкции тех лет, при которой движения штурвала передавались на его управляющие плоскости механическим способом, способствовало развитию тонкой моторики кистей рук.
Именно данное качество необходимо при безоборотном метании. Но насколько верна эта версия, мне судить сложно. Истоки же мотивов Ю.В. заняться темой рукопашки и метания (опять же, со слов Ольги) уходили к детскому увлечению её отца «втыкать ножички» и опыту уличных драк в юности. А тут ещё и время такое, вся страна увлеклась боевыми искусствами. Вот такая история.
В качестве ещё одной важной черты Ю.В., как мастера боевых единоборств, следует отметить тот факт, что он не занимался никаким из видов восточных единоборств. Но можно предположить, что в какой-то степени они всё же оказали влияние на его творческие поиски, потому что визуально его движения чем-то напоминали движения из ушу. Тем не менее, в целом у Ю.В. получилась очень оригинальная авторская система, включающая безоружный бой и бой с использованием ножа, который предполагает мгновенный переход на его метание из любого положения. Причём, метание безоборотное. И всё это на одной двигательной базе.
Впоследствии я поддерживал связь с Ю.В. Он обосновался в Москве и занялся продвижением в массы своей «Системы волнового боя». Так она тогда называлась. Мы периодически созванивались, встречались на различных мероприятиях, связанных с темой рукопашного боя. А в октябре 2006 года я пригласил его выступить на нашем экспертно-аналитическом совете – ЭАС.
Идея этого мероприятия появилась годом ранее, в итоге дискуссий о том, как придать нашей деятельности по выявлению и изучению нестандартных подходов в технике боевых единоборств большую организованность и системность. К реализации этой идеи подошли серьёзно. Было разработано положение о совете, выработан регламент проведения заседаний, выбраны его действительные члены и члены с совещательным голосом. Порядок был такой: приглашённому специалисту, анонсировавшему реализацию каких-либо своих оригинальных идей, давалось около сорока минут на доклад. Далее, каждый из действительных членов, в порядке очереди, имел возможность задать докладчику два-три вопроса. Не исключалось и практическое взаимодействие с ним, но с соблюдением аккуратности.
Если оставалось время, вопросы могли задать члены с совещательным голосом и приглашённые гости. По итогам заседания в обязанность действительных членов совета входило написание отзывов на увиденное и услышанное.
В те годы мы регулярно проводили встречи в описанном выше формате, которые проходили в стенах РГУФКа или ВНИИФКа (Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры). В числе докладчиков были такие интересные мастера как Г.В. Попов, Ю.Ю. Сенчуков, И.В. Зайчиков, А.Г. Меликджанян и другие. И вот настала очередь Ю.В. Федина.
Сначала Ю.В. рассказывал о своей системе безоружного боя. Главная её особенность была в том, что в основе всех его движений лежал волновой принцип. При этом его руки двигались так, что атакующие и защитные движения сливались в одно целое, а акцент делался на хлёсткие удары. Что касается ног, то здесь акцент он делал на уже знакомый мне специфический удар в пах.
Стараясь осветить все нюансы и тонкости своего подхода, Ю.В. часто отходил от главной логической нити своего выступления. В итоге, получилось так, что он вылил на слушателей очень большой объём информации, переварить который сходу было непросто. Это отметили в своих отзывах члены совета, у которых сложилось впечатление, что представленный Ю.В. вариант техники рукопашного боя ещё требует систематизации.
Но вот теоретическая часть выступления закончилась и все переместились в помещение, где стояли стенды для метания ножа. Здесь Ю.В. мог продемонстрировать свой метод метания на практике.
Сказать, что уставшие после рабочего дня и прослушавшие его полуторачасовое сообщение участники заседания проснулись, ничего не сказать – настолько сильна была всеобщая реакция от увиденного. Все словно оцепенели так, будто смотрели какое-то необычное шоу. А в это время Ю.В. один за одним посылал ножи в цель, меняя при этом позы и эмоционально комментируя: «смотрите, можно вот так, и так, и так тоже можно».
Было очевидно, что никто из зрителей ранее ничего подобного не видел. Как обычно выглядит картина метания ножа? Выбор дистанции, прицеливание, замах, и бросок из неподвижного положения тела. Здесь все было не так. Ю.В. постоянно двигался, менял дистанцию, выполнял бросок во время шага, запускал нож сверху, сбоку, из-за спины.
А еще необычным было то, что он не досылал руку в направлении броска, как обычно делают метатели. Момент отрыва ножа выглядел так, будто он стрелял из невидимого лука. В тот момент, когда нож отрывался от руки, чтобы лететь к цели, рука коротким движением отбрасывалась назад. В общем, всё это надо было видеть.
Общее резюме по итогам совета было примерно такое: представленная Ю.В. Фединым система рукопашного боя сложна и не совсем понятна, но его метод метания – это шедевр.
Дальнейшее развитие событий подтвердило этот вывод. Метод безоборотного метания ножа начал быстро набирать популярность. Ю.В. ездил по стране и проводил семинары, увеличивая тем самым число своих последователей. В интернете появилось много роликов с записью метания в его исполнении. Это поспособствовало тому, что он стал известен не только в масштабах страны, но и за границей.
А ещё начали появляться «специалисты», которые говорили, что метод безоборотного метания давно известен, о нём знали и без Федина. Ну, что тут скажешь – хороший товар очень часто подделывают.
Чем же было так привлекательно безоборотное метание Федина? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала давайте разберёмся, а чем оно принципиально отличается от обычного оборотного? Как мне в своё время объяснял один из мэтров классического метания В.С. Ковров, для достижения точности броска необходимо выключить движения во всех суставах, кроме того, в котором выполняется целевое движение. В данном случае, локтевого сустава руки с ножом. Метод же Федина предполагает, что бросок осуществляется за счёт работы всего тела. Только амплитуда движений каждого звена небольшая, и кроме короткого движения руки мы ничего не видим. В этом особенность волнового механизма формирования движений. Получается, что безоборотный метод по технике сложнее оборотного.
На основании этого заключения осмелюсь предположить, что в «безоборотке» как раз и привлекает возможность научиться тонкому и точному управлению своим телом, которое, в итоге, позволит выполнять (без преувеличения будет сказано) красивые и элегантные броски. Наверное, для того, чтобы подчеркнуть, в каком направлении будет идти основная работа, впоследствии Юрий Викторович назвал свою технику метания СКАНФ – сложно-координационное направление Федина.
Всё шло хорошо, однако в апреле 2015 года тяжёлая болезнь прервала жизнь мастера.
Но дело жизни Юрия Викторовича не кануло в Лету, его продолжает дочь Ольга. Он с детства обучал её метанию, и теперь, повзрослев и достигнув достаточно высокого уровня в этом деле, она ведёт активную деятельность по популяризации СКАНФ.
Кроме того, он успел подготовить и много других инструкторов.
В настоящее время, силами последователей Ю.В. Федина, проводятся обучающие семинары по безоборотному метанию. До эпопеи с ковидом был проведён турнир, который собрал метателей со всей страны, и даже из-за рубежа приехали.
Но в заключение хочется отметить вот что. Мы преклоняемся перед иностранными сенсеями и грандмастерами, но почему-то не умеем ценить то, что рождается на нашей земле. Юрий Федин, предложив принципиально новые биомеханические принципы, по своей сути создал более совершенную альтернативу классическому метанию. Но он был очень скромным человеком, не способным к самопиару. И ушёл как-то скромно.
Однако его достижение вполне можно рассматривать как прорыв в понимании двигательных возможностей человека. На мой взгляд, это очень серьёзно. По-хорошему, его наследие достойно того, чтобы изучаться на высоком научном уровне. Ведь он нащупал направление, разработка которого может принести результаты, потенциально применимые и в ряде официальных спортивных дисциплин. В первую очередь, в боевых единоборствах.
Хочется надеяться, что труды русского мастера Юрия Викторовича Федина будут оценены по достоинству.
Александр Половинкин,
Москва, Россия