Кэмпо-дзюцу: техника ближнего боя. Часть 212 мин. на чтение

Начало Кэмпо-дзюцу: техника ближнего боя. Часть 1

Теперь поговорим о тактических аспектах. Необходимо понимать момент атаки и уметь рационально использовать ту или иную технику. Часто приходиться наблюдать как боец «молотит» воздух, идёт вперёд без удара или пытается использовать в ближнем бою технику средней или чего хуже дальней дистанции. Это происходит потому, что на тренировках не уделялось должного внимания базовой технике, нет чётко поставленного удара или навыка выполнения броска. Не решались определённые тактические задачи. Умение не перешло в навык по причине того, что техника не закреплялась в учебных поединках. Возможно, боец не выполнял поставленных тренером задач или тренер не ставил никаких задач. А собственно всё сводилось к тому, что «делай что можешь». В результате боец не в состоянии грамотно вести поединок. Компенсируя отсутствие техники и тактики напором. Это обычно приводит к травмам и поражениям при встрече с подготовленными соперниками. Это очевидно – сам человек может дойти до какого-то определённого уровня, некой черты. Но перешагнуть эту черту без хорошей базы, того необходимого «фундамента» ценнейших знаний и умений он не сможет. Особенно, когда мы говорим не просто о каком-то поединке по каким-то правилам, а о Боевом Искусстве.

Рассмотрим такое понятие, как вход в ближний бой. Это способ изменения дистанции, при котором можно эффективно использовать ту или иную технику. Приведём несколько примеров. Возьмём за основу предложенные выше комбинации.

  1. Вход в ближний бой после серии раз-два.
    Тори: нанести левый и правый тсуги в голову
    Аитэ:  Аитэ парирует удары правой и левой рукой, применяя санг квон маки
    Тори: выполнить накладку левой рукой, прижимая ближнюю к себе руку аитэ, и в темп движения нанести правый толио кум чиги (фото 19 – 22).

  1. Вход в ближний бой с левым хан дан.
    Аитэ: наносит левый тсуги в голову
    Тори: выполнить защиту правым санг квон маки  с небольшим шагом и уклоном вправо.  Оттолкнуться правой ногой и смещая левую вперёд, нанести левый хан дан в подбородок. Продолжить атаку правым толио кум чиги (фото 23 – 25).

  1. Вход в ближний бой с левым толио тсуги.
    Аитэ: наносит правый тсуги в голову
    Тори: выполнить уклон влево с небольшим шагом левой ногой вперёд – влево. Разворачиваясь на левой ноге вправо, нанести левый толио тсуги. Оттолкнуться правой ногой и смещая левую ногу вперёд – влево, присесть и нанести правый толио кум чиги в корпус (фото 26 – 28).

Все эти комбинации выполняются так же, как были описаны при тренировке на лапах.

Ещё одно из эффективных техник «оружия» ближнего боя – это колено. Удар коленом можно нанести двумя основными способами: моруп чаги (прямой удар) и толио моруп чаги (круговой удар). Мы в основном используем круговой удар коленом. При нанесении удара очень важна первая фаза, начало выполнения. Здесь используется принцип растянутой пружины. Чем больше растянуть пружину, тем быстрее и сильнее она сожмётся. Так и при нанесении удара, бьющую ногу следует больше отвести назад. И затем, толкая таз вперёд, и вращая опорную ступню «выбросить» колено. Ступню ударной ноги нужно держать расслабленной, а пятку прижимать ближе к бедру (фото 29 – 30).

В зависимости от тактических задач, можно захватывать противника и выполнять рывок навстречу своему колену. Или наносить удар без захвата. Также как и в случае применения локтя, удар коленом можно наносить по кругу и во фронт. При нанесении удара во фронт необходимо проскальзывать вперёд и в сторону так, чтобы оказаться в момент контакта сбоку от противника.

Вход в ближний бой с правым толио моруп чаги.
Аитэ: атакует серией раз – два в голову.
Тори: блокировать последовательно правым и левым санг квон маки, «запутывая» руки противника. Не прекращая движения руками по кругу, захватить правой рукой затылок аитэ, а левой его правое плечё. Выполнить подскок на левой ноге и нанести правый толио моруп чаги. В этой контратакующей комбинации очень важно: 1) сбивать удары на опережении; 2) смещение вперёд – влево  во время выполнения второго блока; 3) быстрое сближение с противником (фото 31 – 34).

Кроме использования ударной техники в ближнем бою необходимо уметь комбинировать применение ударов и бросков. Броски выполняются в двух основных направлениях вперёд и назад. Бросок в сторону (вправо или влево) можно определить как вариант вперёд или назад. В зависимости от действий противника, напирает он, тянет или заходит в сторону, используется тот или иной бросок. Но кроме этого можно и самому управлять противником, подводить его к применению броска. Успех этой техники зависит от правильной подготовки к проведению броска. Для этого необходимо выполнить правильный вход. То есть привести противника в такое положение, в котором он не сможет противостоять броску. Выведение на бросок прямо зависит от того, в каком направлении вы собираетесь бросать. Данные ситуации лучше рассматривать отдельно для каждого броска. Но есть общие принципы: 1) выведение из равновесия; 2) «загрузка» опорной ноги; 3) вынужденное движение; 4) использование усилия противника; 5) действие на противоходе (на встречном движении).

Выведение из равновесия

При выполнении входа на бросок необходимо своими действиями заставить противника принять неустойчивое положение. Для бросков назад нужно осадить противника влево или вправо. При этом (если бросок выполняется влево) левой рукой необходимо тянуть влево – вниз, а правой влево – вперёд. Таким образом, оппонент оказывается в неустойчивом положении и заваливается назад. При выполнении бросков вперёд нужно заставить соперника приподняться на носки. Для этого (если бросок выполняется влево) левой рукой необходимо тянуть вверх – влево – назад, а правой вверх.

«Загрузка» опорной ноги

Давлением, перемещением или усилием тяги руками заставить противника перенести вес на ногу, которую вы собираетесь атаковать. Благодаря чему, он не сможет защититься от броска перемещением этой ноги.

Вынужденное движение

Своими действиями заставить противника, двигаться в каком либо направлении. Передвижение приводит к временной неустойчивости, что можно использовать для проведения броска. Пока соперник стоит без движения, он максимально устойчив. Как только он начинает перемещаться, в выгодном вам направлении, можно легко использовать этот момент для атаки.

Использование усилия противника

Тянущего противника нужно бросать назад. Толкающего вперёд. Если он заходит в сторону необходимо поворачиваться вместе с ним, перемещаясь в том же направлении для выполнения своей атаки. Если соперник смог выполнить бросок, то необходимо выполнять вращение в том же направлении. Это действие является вынужденной защитой, когда вы не смогли избежать броска.

Действие на противоходе.

Здесь мы рассматриваем два варианта.

Вариант А: сбивание ринувшегося вперёд противника встречным движением. Для чего необходимо выполнить шаг в сторону или проход за спину.

Вариант Б: использование так называемого «раздёргивания» соперника. Например, толкнуть противника назад, после чего сразу же выполнить действие, направленное вперёд. Вместо толчка можно использовать удар. Своё начальное усилие можно направлять вперёд с последующей атакой назад. А так же вправо или влево и соответственно с продолжением в противоположном направлении.

Часто для успешной атаки необходимо использовать не один, а несколько из вышеперечисленных принципов. Что само по себе тоже является одной из особенностей Кэмпо-дзюцу. Комплексная работа – это та форма, которой должен владеть истинный Мастер.

Для успешного выполнения броска необходимо сделать правильный вход. То есть привести соперника в положение, в котором ему будет очень трудно противостоять вашему действию. Возьмём для примера бросок «задняя подножка» после выполнения атаки руками в серии раз-два.

Оба находятся в левосторонней стойке.

Тори: нанести атаку серией раз-два в голову. После чего правой рукой захватить левую руку аитэ в области плеча. А левой – обхватить шею. Вместе с этим сделать шаг правой ногой вперёд – вправо и потянуть противника вправо – вниз. Левую ногу, круговым движением, поставить глубже за левую ногу аитэ. Потянув руками вправо – вниз, выполнить бросок через свою левую ногу (фото 35 – 39).

То же действие после удара коленом.

Оба находятся в левосторонней стойке.

Тори: нанести правый моруп чаги с захватом шеи. После удара правую ногу поставить вперёд – вправо, а руками выполнить захват, так же как и в предыдущем случае. Далее повторяются вышеописанные действия (фото 40 – 42).

В описанной технике бросок выполняется под выставленную вперёд ногу. Если соперник находиться в правосторонней стойке, то движение входа на бросок следует начинать с левой ноги. Соответственно захват руками, так же меняется. И меняется направление броска. Хочу заметить, что бросок необходимо выполнять двумя руками при очень плотном захвате. Часто встречаются рекомендации выполнения броска одной рукой. Смею вас уверить, что это возможно только на не сопротивляющемся сопернике. Когда он сам готов упасть.

Бросок так же является хорошим защитным действием в ближнем бое. Само близкое расположение противника располагает к эффективному применению бросков. Для успешного применения броска в контратаке кроме правильного входа, очень важна быстрота его выполнения. Хотя медленное применение техники никогда не может привести к успеху. Но быстрый вход особенно важен при защите.

Рассмотрим применение броска «через бедро» при защите от удара коленом.

Аитэ: захватил за шею и наносит удары коленями в корпус.

Тори: от ударов коленями необходимо защищаться «подставкой» локтями. Сразу после нанесения удара, левой рукой захватить правую руку аитэ, а правой рукой обхватить спину соперника (если есть возможность произвести захват пояса или одежды). Левой рукой потянуть вверх – влево – назад, а правой вверх. Тем самым заставить соперника сместиться вперёд, используя принцип выведения из равновесия. Одновременно с этим, повернуться влево на левой ноге, а правую ногу вынести вперёд – влево и поставить рядом со своей левой ногой (движение впрыгивания). Присесть и подбивая тазом, выполнить бросок «через бедро» (фото 43 – 46).

Мы рассмотрели небольшую часть технического арсенала ближнего боя. Были приведены некоторые тактические примеры. И подводя итог вышесказанному, хочу коснуться некоторых важных моментов, касающихся освоения ближнего боя.

1. Прежде всего – это рациональность используемой техники. То есть применение технических элементов максимально эффективных на данной конкретной дистанции. Нельзя сказать, что в ближнем бою всегда можно использовать удар кулаком (кистью), локтем или коленом. Также не всегда можно эффективно применить бросок. Это происходит потому, что сам ближний бой можно разделить ещё на несколько дистанций. Если мы говорим о ведении поединка в стойке, то их три. И для каждой из них есть свой рекомендуемый арсенал технических действий.

Ближняя ударная дистанция. Соперники находятся на расстоянии пол шага или чуть согнутой руки. Применение прямых ударов руками как вспомогательных и основные – это боковой удар (толио тсуги), удар снизу (хан дан) или круговой удар основанием ладони (толио квон чиги), короткий прямой удар (тай тсуги) или основание ладони (квон чиги). Удар коленом может быть использован как одиночная акцентированная атака с подскоком (проскальзыванием).

Дистанция вплотную. Соперники находятся в непосредственной близости друг к другу. Возможен захват одной рукой или двумя. Основные удары ближней дистанции, здесь применяются как вспомогательные. А главными на этой дистанции, являются удары локтями и коленями. Возможно использование некоторых бросков. Но обязательно в комбинациях с ударами и подготовкой, как было описано выше.

Дистанция в обхват. Соперники находятся в непосредственном контакте, с использованием плотных захватов и обхватов как одной рукой, так и двумя. Удар коленом на этой дистанции является вспомогательным. Наносить его можно как в корпус, так и в бедро. Причём последнее в этой ситуации более эффективно. Основная техника здесь – броски.

Необходимо отрабатывать технику для каждой дистанции. Обязательно изучать комбинации. Их не должно быть слишком много. Уделять много внимания вариативности и взаимозаменяемости применяемой техники.

2. Как видите, ближний бой разделяется на три дистанции. Правильная, грамотная работа на каждой из них является залогом успеха. Овладение боем на каждой из них в отдельности и умение перехода от одной к другой и третьей в любой последовательности. Должно проходить красной чертой через весь тренировочный процесс. Не смотря на то, что ближний бой на первый взгляд кажется прямолинейным, на самом деле это не так. Здесь, так же как и на средней и дальней дистанциях, обязательно должен присутствовать манёвр. Он не такой ярко выраженный и может быть не заметный для неопытного глаза. Под словом манёвр я подразумеваю перемещение по кругу, изменение уровня атаки с обязательным изменением положения тела. И что самое главное своевременный выход из атаки. Последнее играет огромную роль и зачастую является решающим фактором исхода боя. После быстрой, успешной и короткой серии из 2 – 4 действий, необходимо сделать выход из атаки до того как соперник начнёт контратаку. Благодаря этому, его удары «пойдут» в пустоту. Это даёт целый ряд преимуществ. Во первых, вы не попадаете под удары соперника. А это является первостепенной задачей в Кэмпо-дзюцу. Ведь никто не может знать, чей удар окажется сильнее. Нет никакой гарантии, что после вашей атаки соперник окажется небоеспособным. Даже случайный удар может оказаться решающим. Если боец привык работать прямолинейно и не делает вовремя выходов, это обычно заканчивается обменом ударами. Как говорится, кто кого перебьёт.

Во вторых. Если соперник бьёт и не попадает в цель, это его очень сильно выматывает физически. При попадании удара в цель возникает эффект компенсации энергии. Тогда же, когда удар проходит мимо цели, такого возврата нет, и энергии расходуется больше. Что приводит к изматыванию и гораздо большей физической усталости. Кроме этого оказывается моральное воздействие на соперника. Не попадая в цель, он начинает нервничать, злиться или паниковать. А значит, обязательно будет ошибаться.

В третьих. Вы имеете возможность контроля над соперником в момент его неэффективной атаки.

С другой стороны в бою есть ситуации, когда целесообразно проводить атаку как говорится «до конца». Здесь очень важно научиться чувствовать и понимать ту грань, когда необходимо продолжать или прекращать атакующие действия. В таких ситуациях самое главное это заполнение пустоты. То есть при выполнении атаки, применять технику таким образом, чтобы соперник не смог вклинится между вашими действиями. И вы должны обязательно комбинировать свою технику, включая в неё удары, захваты, накладки, толчки и броски. Но даже если в своей атаке вы идёте «до конца», всё равно это нужно делать в быстрой и короткой серии.

3. Чтобы научиться правильно и эффективно применять всё вышесказанное, необходима организация правильного тренировочного процесса. Прежде всего, в него входит правильное освоение отдельных технических элементов. А именно: постановка удара, овладение защитой, освоение бросков и контрбросков, передвижения и перемещения, захваты и болевые контроли, удушения. Нельзя забывать о том, что все технические элементы распределены по сложности в определённой последовательности. И изучаться они должны в соответствии с этим. Нельзя форсировать события и перескакивать уровни. Ученик не сможет освоить более сложную технику без должного овладения предыдущей ступени. Наряду с этим, для успешного перехода умения в навык необходимо выполнение учебных задач. В которых боец ставится в определённые условия, с требованием выполнения определённых задач. Одним из способов достижения этого, являются учебные поединки. Выполнение условий, которого способствует развитию у ученика определённых качеств, необходимых в свободном поединке.


Борис Сушинский,
Украина, Харьков