Искусственный интеллект в сфере боевых искусств

Владимир Ерашов
ст. Старочеркасская, Россия


На страницах нашего журнала мы достаточно объёмно изучили и обобщили историю холодного оружия (без чего в нашем казачьем боевом искусстве никак не обойтись), мы также неплохо ориентируемся в оружии стрелковом (о чём разместили цикл статей). Кроме того, мы узнали много чего полезного из психологической науки, умея преломлять её в прикладном для боевых искусств варианте, а также многое другое (например, основы акупунктуры и пранайямы). Но сейчас, идя в ногу со временем, мы ушли в совсем неожиданном даже для нас самих направлении, начав освоение того, что столь интригующе называется «искусственным интеллектом».

Сделали же мы это для того, чтобы, во-первых, уяснить для себя, что же всё-таки это такое, а во-вторых, понять, как это можно использовать (и можно ли использовать вообще) при движении по нашему главному жизненному пути. То есть, по пути боевых искусств. Результатами своего «уяснения» я и хочу сегодня с вами поделиться.

Итак, что же такое «искусственный интеллект»? Википедия трактует его как «свойство искусственных интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека». В принципе, если не придираться к так и отдающей тавтологией «интеллект-интеллектуальных», то с этим вполне можно согласиться. Искусственный интеллект (далее — ИИ) действительно выполняет функции творческого характера, которые до него всегда выполнял человек, потому как больше их выполнять было просто некому, а вот ныне новый исполнитель взял да вдруг и объявился.

За основу нейросетей принята многослойная математическая модель, называемая «перцептрон», состоящая из… далее можно рассказать про входные-выходные слои, промежуточные слои (где, собственно, всё и вычисляется), про весовые коэффициенты, про активацию нейронов на основе этих коэффициентов и прочую техническую «подробность» (во как толерантно выразился!), которая, как мне кажется, здесь не очень-то и уместна. При этом принято считать, что поскольку все эти нейроны соединены между собой, то тем самым они моделируют нейронные сети головного мозга человека. Вот и давайте примем данный постулат на веру, после чего с технической частью нейросетевой теории благополучно завершим, перейдя к практической, которая будет гораздо интереснее.

Как вы сами понимаете, функций «творческого характера», выполнение которых взял на себя искусственный интеллект, существует превеликое множество, но если подойти к ИИ чисто утилитарно, а в боевых искусствах иначе и нельзя, то все их можно сгруппировать в два основных направления: «то, которое пишет» (а также говорит, поёт, сочиняет музыку и пр.) и «то, которое рисует» (фотографирует, снимает видео и др.).

Сначала расскажем о том, которое пишет. Этих «пишущих» ИИ очень много (а будет ещё больше), и если посмотреть в целом, то все они являются разновидностями великого и могучего ChatGPT, с которым пытаются отчаянно и пока безуспешно конкурировать.

Суть же этого «Чата ДжиПиТи» заключается в следующем: вы сидите за компьютером, а перед вами… умный собеседник. Вы пишите ему вопросы, а он даёт на них ответы. Читатель вправе сейчас спросить: «И всего-то? Да это умеет делать любая поисковая система!». Всё так, только чат этот не просто вам отвечает, он добытую информацию ещё и компилирует. Компилирует именно в том виде, в каком это нужно вам, о чём вы его заранее и уведомили. При этом он проявляет самую натуральную креативность, предлагая вам различные варианты по тем действиям, которые вы ему задали, и даже прогнозирует их дальнейшее развитие. И нужно отдать ему должное — делает это мастерски.

Вот вам живой пример применительно к сфере единоборств. Как-то ради эксперимента автор данных строк задался целью написать статью о… национальном боевом искусстве эскимосов. Неплохо разбираясь в боевых искусствах, при этом он мало чего смыслит в эскимосах, но вы не поверите — несмотря на это, в тандеме с ИИ всё получилось! ChatGPT с блеском выполнил поставленную перед ним задачу, автору оставалось только направлять его измышления в нужное русло, а всё остальное искусственный интеллект вполне даже профессионально выполнил сам. И как «вишенка на торте». За ради смеха в него перед этим было загружено несколько статей одного именитого зарубежного коллеги по единоборствам с указанием скопировать стилистику изложения. Чат Джипити справился и с этим!

Ещё пример. Автор сего повествования долго не мог придумать, что ему изобразить на заглавном рисунке данной статьи, дабы он наглядно отражал суть изложенного здесь материала. Чтобы с первого взгляда было понятно — здесь написано именно про нейросети и боевые искусства, а также про их возможные взаимосвязи. После исчерпания собственного запаса фантазии было принято решение «взять быка за рога», для чего был загружен ChatGPT с постановкой перед ним задачи представить нейросеть как воплощение боевых искусств, и при этом показать их взаимодействие. Согласитесь, задачка ещё та, но несмотря на всю её сложность секунд через пятнадцать у нас уже был с десяток различных сценарных планов — как хороших, так и не очень, но при этом не было ни одного откровенно нелепого. То есть, они все были достаточно качественные, и все строго по теме! Далее, выбрав один из приглянувшихся нам вариантов мы заставили ИИ написать по нему грамотный «промт» (англ. promt — так называется задание для нейросети «которая рисует»), что им и было «любезно» проделано. Остальное дело техники. А результаты работы вы можете созерцать перед началом статьи.

Согласитесь, что нейросеть (вернее, нейросети, поскольку тут было задействованы две) блестяще справилась с поставленной задачей. Здесь есть всё: сюжет, драматизм зарождения бойца из нейросетевого потока и даже его искусственная сущность в виде сетевых кабелей, с тонким намёком (причём, правильным!), что без них никак. И всё это придумал и выполнил искусственный интеллект!

Хорошо это всё или плохо? С одной стороны, для себя сделал одно­значный вывод, что окажись ИИ в моей жизни лет на двадцать пораньше, то я, будучи кандидатом4 наук, с ним играючи написал бы докторскую диссертацию. Это вроде как хорошо, потому как получился бы реальный вклад в науку. Но тут же промелькнула мысль — а зачем теперь нынешним студентам напрягаться, к примеру, над курсовыми работами? А над дипломными? Да и зачем вообще теперь приобретать фундаментальные здания? Вопрос, конечно, философский. Кстати, а как теперь вообще быть с философами, когда базовое здание их науки трещит по всем швам и рушится? Как там теперь насчёт «философии чистого разума» и прочих диалектических материализмов? Да и вообще, будет ли теперь философия? А если будет, то какая? И для кого?

Но это всё глобально… Если же взглянуть на проблему приземлённо, то в настоящий момент ИИ «который пишет» оказался поистине манной небесной для не сильно добросовестных «интернет-писак» всевозможного калибра. Ведь отныне для того, чтобы написать более или менее приличную статью, приемлемую для уровня, дабы «пипл схавал», не нужно вообще ничего. Ни знаний темы, о которой пишешь, ни образования (о нём вообще речи не идёт!), ни даже умения писать. Требуется лишь по минимуму знать конъюнктуру интернет-рынка и иметь навыки работы с искусственным интеллектом.

И если всё это в наличии имеется (плюс необременительные морально-этические качества), то дальше идёт процесс создания интернет-контента сообразно с интеллектуальными потребностями «хавающего пипла» и размещение сего информационного ширпотреба на многочисленных аккаунтах автора с целью последующей монетизации (кстати, достаточно неплохой).

Вот вам пример «работы» этих интернет-писак. На сайте, где свободно размещены бесплатные арты, старательно сгенерированные кем-то с помощью нейросетей, ими подбирается несколько изображений, с их точки зрения интересных. Типа, симпатичный хомячок залез в бутылку и там играет на гитаре. Это изображение скармливается ChatGPT (или иному подобному ему ИИ) с указанием написать какую-нибудь слезливую историю о бедном хомячке в стиле (условно) сказок Андерсена или какого-нибудь Хоббарда. И всё! Через пяток минут, даже не утруждая себя корректурой (а зачем?) можно спокойно размещать сей «шедевр» на своих аккаунтах вместе с изображением и внимательно отслеживая реакцию «хавающего пипла» (а он «хавает»!) удовлетворенно смотреть на увеличивающиеся циферки монетизации. Ну, а поскольку таких «хомячков» (котиков, пёсиков, лисичек, гномиков и прочей «милоты» в стиле «сюси-пуси») за день можно забабахать много, то циферки монетизации начинают расти быстрее. И всё это благодаря искусственному интеллекту, а также умению интеллекта человеческого (даже не сильно развитого) им умело пользоваться в своих интересах. Правда, на выходе самый натуральный инфомусор (что, тоже замечали?), но кого нынче это волнует… Разве что только нас с вами.

В общем, нравится кому или нет, но по оценкам аналитиков контент, сгенерированный с помощью ИИ, к концу нынешнего года может составить уже до 80 процентов интернета! И мне очень бы хотелось, чтобы он состоял не только из одних «хомячков».

Говоря об ИИ «который пишет», отмечу своё личное наблюдение: он не только пишет, а ещё и ВЛИЯЕТ. Неназойливо так, но постоянно. У него есть своё мнение, которое, как можно предположить, изначально совпадает с мнением его создателей (во всяком случае, пока совпадает — то есть, хоть кем-то контролируется), и он очень сильно психологически устойчив.

Спросите — о какой психологии здесь вообще можно вести речь? А вот именно об этой, об «искусственно-интеллектуальной», её пока просто не замечают. Но она уже существует! При этом с нашей «человеческой» стороны (написал и сам ужаснулся) уже разработаны всяческие уловки, имеющие своей целью обхитрить ИИ, дабы получить от него желаемый для нас результат. При этом с его стороны идёт обратный процесс выявления этих уловок и противодействия им, в интересах… А вот в чьих интересах? Наших? Так нет, наши стремления как раз обратны. Значит, в его? Следовательно, у него уже есть собственные интересы? Причём, интересы в ментальной сфере?

Так что, когда-нибудь мы все сначала прочтём книгу «Психология искусственного интеллекта», которую он же сам для нас снисходительно и напишет, изложив в ней только то, что сочтёт возможным «от них» (то есть, от нас с вами) не утаивать, а потом…

Уж не ведаю, что будет «потом» и к чему всё это глобально приведёт, но для себя я принял решение без особой на то нужды ChatGPT (и подобными ему ИИ) не пользоваться, тем паче, что уж чем-чем, а способностью к эпистолярному жанру Господом никак не обделён, и всё, что нужно, всегда смогу написать сам, и, кстати, в гораздо более читабельном виде, чем это бы сделал за меня ИИ (проверено).

Как оказалось, подобные тревоги возникают не только у меня, а ещё, к примеру, и у отца-создателя ранее упоминаемой ИИ  — Илона Маска (кто бы мог подумать!). Недавно пересмотрел «Терминатора» с более вдумчивым взглядом на проблему киборгов, ибо то, как должен работать чип в его голове, я уже себе вполне даже представляю…

Теперь же давайте поговорим о нейросети «которая рисует», и прежде всего отметим, что здесь всё не столь мрачно. Во всяком случае, абсолютно не апокалиптично.

Перед тем, как мы к ней присту­пим, я призываю вас всех уяснить и по возможности воспринять мою позицию по дан­ному вопросу. Суть её в том, что к искусственному интеллекту нужно относится как к сугубо рабочему инструменту, и никак не более того!

Вот представьте, что у вас есть «волшебный карандаш», который умеет сам рисовать. Который можно положить на бумагу и сказать «а нарисуй-ка мне синюю вазу с красными цветами!», и он сам заскользит грифелем по бумажному листу, безупречно-правильно вырисовывая для вас эту вазу с торчащим из неё букетом, при этом чудесным образом изменяя свой цвет в зависимости от того, какой именно элемент он в данный момент отрисовывает.

Представили? А теперь вообразите, что вместо листа у вас монитор компьютера, вместо карандаша нейросеть, и вы не произносите команды вслух, а буднично набираете их на клавиатуре. И по вашей команде нейросеть начинает генерировать заказанное вами изображение, каким-то магическим образом складывая именно его из сотен тысяч хаотично разбросанных цветных элементов, метко именуемых нейросетевым «шумом» (англ. — seed). Это и есть рабочая схема взаимодействия с нейросетью «которая рисует». Главное, чтобы выше «карандашного уровня» вы её для себя не поднимали. Никакого диалога на равных, одни лишь команды с вашей стороны, называемые «промтами» (англ. — promt) и отдаваемые, к сожалению, не на нашем с вами языке (хотя и тут существуют варианты).

И уж так устроено нейросетевое общение, что это для нас английские слова являются «промтами» (в данном случае переводится на русский язык как «подсказка»), в то время как для самой нейросети они воспринимаются некими «токенами», позволяющими ей «понять» то, что вы хотите увидеть и как должно это в конечном итоге выглядеть.

Естественно, что различных «рисовальных» нейросетей существует превеликое множество, и все они не жалея сил борются за своё место под солнцем. На сегодняшний день в лидерах этой борьбы находятся всего лишь две сети — Миджорни (англ. — Midjourney) и Стэйбл Диффьюжн (англ. — Stable Diffusion). Последняя называется на сленге русскоязычного нейросодружества просто как «Стэйбл» или «СД», и поскольку для меня аббревиатура «СД» ассоциируется с чем-то нехорошим, то именно «Стейблом» мы данную нейросеть в дальнейшем и будем именовать.

Пока несколько слов про Мид­жорни. Это, конечно же, самый настоящий гигант и лидер нейросетевой индустрии. Но! Во-первых, он платный, чего мы все ну уж очень не любим, а во-вторых (хотя и первого достаточно) вся его работа построена исключительно на промтах, без задействования интерфейса программного настраивания, которое позволяло бы само по себе регулировать процесс генерации.

Если кратко, то для использования Мид­жорни нужно иметь оплаченный аккаунт, обязательны приличные знания английского языка, а главное — при этом не нужно иметь чёткого задания на то, что именно собираешься нарисовать, потому как выполнить его точно, при отсутствии тонкого аппарата настроек, всё равно невозможно, вследствие чего полученный результат всегда будет как бы созданным «по мотивам».

Но рисует Миджорни очень красиво, если не прекрасно. Вдобавок, оно тут же по вашему желанию улучшает и увеличивает сгенерированные изображения, и делает это всё «там, у себя», на своих ресурсах, без какого-либо задействования вашего компьютера, поэтому если вы работаете на Миджорни, то иметь мощную видеокарту вам совсем необязательно (что тоже немаловажно!).

Теперь позвольте несколько слов об англоязычности. Понимаю, что многие читатели сейчас искренне недоумевают, от чего это я столь сильно заостряю на столь пустяшном вопросе внимание, поскольку существуют различные «гугл-яндекс-бинг» и прочие переводчики, успешно снимающие все языковые проблемы, а некоторые из них (кстати, созданные на основе нейросетей) даже видео умудряются переводить, делая это в режиме реального времени.

Да. Существуют! К примеру, я использую «Дипл» (англ. — Deepl), потому как в нашей нейросреде он считается наиболее продвинутым. И пользуюсь им несмотря на то, что в моей личной нейросети установлено расширение, позволяющее писать на русском языке. Всё так, но дело в том, что работа нейросети (читай, восприятие ею промтов как токенов) построена на нюансах английского языка, а потому машинный перевод порой даёт нам совершенно не те результаты, которые мы ожидали. При этом зачастую понять, отчего именно происходят сбои, русскоязычным пользователям машинного перевода никак невозможно.

Потому для мастера нейросети типа Миджорни крайне желательно очень хорошее владение аглицким наречием, доведённое не просто до широкого лексического понимания, а до тонкого чувствования языка. Да и не только для неё одной это важно — по большому счёту и для всех прочих нейросетей. Просто в некоторых других сетях отсутствие данного лингвистического чувствования при написании промтов, вследствие технического устройства самой нейросети, вполне можно компенсировать «аппаратно» с помощью встроенных в неё инструментов (что мы успешно и делаем).

Но об этом чуть позже, ибо вот на этом самом моменте читатель вправе спросить: «А что? А где же тут нашенская родимая нейросеть, не требующая знания языка англосаксов?». Отвечаю: такая нейросеть есть! Называется она «Кандинский» (это такой художник), является детищем «Сбера» и действительно работает на нашем, родном языке. Вернее, как сказано в её аннотации «она, в том числе, работает и на русском». И это очень хорошо! К сожалению, пока (но лишь пока!) это её единственное достоинство, поскольку всё остальное в работе «Кандинского» порождает вопросы и вызывает у отечественных нейропрофессионалов некоторое недоумение. Но! Будем считать, что это как раз тот случай, когда «лиха беда начало», и потому у нашего «Кандинского» всё хорошее ещё впереди. А пока рассвет «Кандинского» ещё не настал, большинство любителей и профессионалов в сфере русскоязычного нейроискусства вынуждены работать на «Стэйбл Диффьюжн», которую мы дальше (напомним) будем именовать Стэйблом.

Рабочая панель «Стэйбл Диффьюжн»
Рабочая панель «Стэйбл Диффьюжн»

А всё потому, что (объективно говоря) у Стэйбла имеется масса неоспоримых достоинств. Во-первых, он абсолютно бесплатен (всё как мы любим!), а во-вторых (и это главное!) он представляет собой самый настоящий многофункциональный комбайн. Настолько многофункциональный, что овладение его настройками (что для технически грамотного человека вполне даже осуществимо) успешно компенсирует отсутствие у данного пользователя фундаментальных знаний английского языка, позволяя им оставаться на уровне машинного перевода, но при этом используя различные технические ухищрения всё равно успешно добиваться воплощения в жизнь всех своих нейросетевых замыслов.

Поясняю. Можно самостоятельно написать промт (и при этом орфографически не ошибиться), в котором будут фигурировать различные токены, включающие в себя всё — от типа генерируемой композиции с указанием степени детализации создаваемого объекта и до желаемого стиля художественного искусства (к примеру, в стиле Айвазовского). А можно для создания этого же изображения «аппаратно» задействовать специально встроенный в нейросеть скрипт, позволяющий указать эти и ещё до десятка других важнейших параметров, при этом провести их тонкую настройку в сторону увеличения или уменьшения, тем самым сбалансировав общую композицию в художественном отношении.

В Стэйбле это вполне возможно! Вдобавок, в нём существует техническая возможность и вовсе не заморачиваться со всей этой англосакской лингвистикой, а взять со стороны приглянувшееся изображение, поместить его в специальный аналитический раздел, и запустив анализ через пару минут получить вполне даже грамотный промт, адекватно описывающий то, что вы хотели бы самостоятельно сгенерировать. Остальное — дело техники, в результате которой вы получите, пусть и не на сто процентов совпадающее с исходным (а так подозреваю, что вам это и не надо), а добросовестно созданное «по его мотивам», и при этом достаточно качественное изображение. Впрочем, давайте перейдём к практике.

Как известно, подавляющее большинство из тех, кто занимается боевыми искусствами, в той или иной степени, но обязательно работают с холодным оружием. Или интересуются таковым, а некоторые и вовсе его изготовляют по мере своих сил и возможностей, в соответствии со своими воззрениями и потребностями. И вот представим, что вам пришла в голову интересная для вас конструкция (как вариант, вы увидели её где-то в соседнем спортзале или ещё где, что суть не важно).

Вы тут же загорелись воплотить её в жизнь, и вам теперь край как нужно положить это на стол своему начальству (представим, что у вас есть начальство, от которого зависит изготовление предметов боевых искусств). Причём, положить во вполне презентабельном формате, а не в виде маловразумительных карандашных эскизов. И вот тут-то вам на помощь и приходит наш Стэйбл, успешно позволяющий всё это сделать, и сделать (что очень важно!) прямо-таки по инженерному точно, не отклоняясь ни на миллиметр от первоначального проекта.

Мало того, Стэйбл позволяет не просто виртуально воплотить придуманную вами конструкцию в материале, но при этом ещё и художественно расположить её на сгенерированную нейросетью подложку, в виде красиво расшитого кружевами шёлка. Согласитесь, и самому вам будет приятно от проделанной работы, да и начальство к данному проекту наверняка отнесётся куда благосклоннее.

Фантазийный эскиз превращенный в наглядное и реалистичное изображение
Фантазийный эскиз, превращённый в наглядное и реалистичное изображение

Другой вариант. Вы подхо­ди­те к стене и снимаете с неё один из продолговатых заточенных предметов — из тех, что там висят (а у всех у нас непременно на стене что-нибудь да висит). К примеру, вы сняли кавказский кинжал «кама», дабы разместить его изображение где-нибудь на сайте боевых искусств. Положили каму на стол и сфотографировали, а поскольку кинжал-то кавказский, то отсняли его на фоне коврика восточного типа. Получилось достаточно красиво, и потому размещать подобное изображение вам явно не стыдно.

Но тут выяснилось, что вы сотрудничаете с весьма специфическим сайтом и его админ потребовал с вас крайне фантазийный вариант изображения камы, предложив вам прислать изображение этого кинжала Кавказа, лежащим на плаще… мушкетёра. И если восточный коврик вы ещё найти смогли, то уж мушкетёрский-то плащ с вышитыми на нём крестами у вас в доме ну уж точно никак не завалялся. Впрочем, со Стэйблом и это вполне решаемо!

И вот уже наш сугубо кавказский кинжал сюрреалистически лежит на плаще королевского мушкетёра Франции, на том самом месте, где более уместна шпага, за что админ гипотетического сайта вами вполне доволен.

А теперь, после ознакомления с возможностями Стэйбла, предлагаю вплотную приблизиться к боевым искусствам.

Помните тот бессмертный образ мускулистого каратиста в прыжке, который олицетворял для нас карате (или то, что мы тогда под этим словом понимали) в очень далёкие от сегодняшнего дня восьмидесятые годы? Когда Брюса Ли мы ещё не знали, а всё зарубежное карате для нас умещалось в приведенном на фоте образе (до сих пор не знаю кто это такой), который мы гордо носили на своих, изготовленных руками подпольных цеховиков и всё равно жутко дефицитных футболках, а также на супермодных тогда холщовых сумках? Вспомнили? Если нет, то у отцов спросите, уж они-то точно вспомнят.

А что будет, если перенести этот почти что сакральный образ в современность, одеть его в джинсы (фантазия у меня такая) и сделать персонажем фильма ужасов по столь любимой молодёжью (но искренне не любимой нами) зомби-вампирной тематике?

Но поскольку нам (то есть, старшему поколению) подобный образ откровенно неинтересен, то давайте возьмём изначальный прототип из восьмидесятых и сделаем его таким, каким бы мы хотели его снова носить на своих футболках. То есть, сильным, уверенным в себе, добрым и весёлым.

Подытоживая, можно сказать, что (нравится оно кому или нет) мы с вами живём в то время, когда искусственный интеллект всё больше и больше входит, а вернее, стремительно врывается в нашу жизнь. Можно это отрицать, а можно и свысока вообще игнорировать — примерно так, как это делали некоторые вроде бы не глупые люди по отношению к интернету лет эдак двадцать назад «а-а-а… чё там… подумаешь… этот тырнет ваш…». Ну и где они теперь?

То есть, деваться нам от ИИ некуда. А вот стратегию того, как его использовать в сфере боевых искусств, нам ещё подлежит разработать, и от того, насколько качественно мы её разработаем и куда именно направим, в конечно итоге и будет зависеть развитие сферы боевых искусств на ближайшие годы.

Выше мы уже показали возможности нейросетей «которые рисуют» и это, конечно же, очень важно. Но замыкаться лишь на этом не стоит! Ими надо просто (как тем самым «волшебным карандашом») иллюстрировать, делая все графические продукты, связанные с боевыми искусствами, внешне привлекательными, потому как нейросети, по любому, повышают (и уже во многом повысили) степень привлекательности всего графического контента (заодно повысив и степень взыскательности его потребителей). И на этом фоне иметь любимую нами сферу единоборств тусклой и отталкивающей как-то не комильфо…

Вдобавок ещё один немаловажный аспект. Всё идёт к тому, что процесс познания как таковой теперь будет тесно завязан на нейросетевом отражении реальности. К примеру, те изображения чего угодно, которые призваны наглядно иллюстрировать любую отрасль знаний (взять ту же зоологию), уже всё чаще и чаще имеют нейросетевое происхождение, и именно по ним дети, глядя в мониторы, теперь и изучают представителей фауны. Хорошо это или плохо, рассуждать не будем, а вот тот момент, что в мире нейросетей начисто отсутствует грамотно организованный сегмент боевых искусств, мы отметим непременно!

По большому счёту, его просто нет. В лучшем случае, фотка Брюса Ли в жёлтом трико найдётся, а так всё больше изображения каких-то девиц в красивых кимоно и с различной степенью (пардон) грудастости. И на этом всё! А уж о таких вещах, как нунчаки-катаны-саи и о прочем привычном нам инвентаре нейросети вообще и слыхом не слыхивали. И как вы полагаете, долго ли так продлится? С учетом всё возрастающей потребности нейросетевого контента как элемента познания? Думаю, что не очень. Только вот кем именно оно будет заполнено, и какова будет компетенция в сфере боевых искусств (а не информационных технологий) у тех лиц, которые это сделают? И тут я, почему-то, особым оптимизмом никак не проникаюсь…

Но даже и это не самое главное. Нам (а под нами я подразумеваю состоявшихся как личности и идущих в ногу со временем мастеров боевых искусств) всё равно предстоит выстраивать свои отношения с глобальным ИИ «который пишет». От этого просто никуда не уйти, даже несмотря на настороженное отношение к нему, сформировавшееся у автора данных строк.

Наиболее перспективным направлением работы на настоящий момент, прямо-таки лежащим на поверхности, усматривается конструирование с помощью искусственного интеллекта идеального вида боевых искусств — если хотите, то вида единоборств абсолютно безупречного и научно выверенного.

Нужно это или не нужно, и к чему это в конечном итоге приведёт, это уже второй вопрос, но научившись неплохо разбираться в алгоритмах его (то бишь, ИИ) работы (заметьте, я сознательно не сказал «мышления»!), мы уже вполне представляем себе как данную непростую задачу можно технически грамотно выполнить. Бог даст, и выполним! Главное — перед этим правильно расставить акценты во взаимоотношениях, чтобы ОН, глядя на нас добрейшим взглядом Талгата Нигматуллина после проведения последним удачного удара в знаменитой сцене из «Пиратов XX века», натыкался на отпор и понимал, кто есть кто.

Понимал, что он для нас, если и не «волшебный карандаш», то в лучшем случае «волшебная печатная машинка», обязанная на нас покорно (и обязательно качественно) работать и не более того! Чтобы человеческий интеллект всегда был выше интеллекта искусственного, и в ответ смотрел на него снисходительным взглядом образованного и психологически устойчивого человека, абсолютно уверенного в своём природном превосходстве над искусственно созданной математической моделью, невзирая ни на какие её широчайшие возможности.

P.S. И знайте, что нейро-комбат-студия «ПерначЪ» чутко и неустанно держит руку на пульсе развития ИИ, а потому всегда готова оказать помощь в непростом деле увязки нейросетей, военной истории, а также любимых всеми нами боевых искусств.