Ещё совсем недавно определения «боевое каратэ», «боевое джиу-джитсу» и тому подобное, вызывало у меня недоумение своей абсурдностью. В самом деле, мне было не понятно, что значит «боевое» в отношении этих видов деятельности. Возникал вопрос: «А какими они могут быть?». Ведь все эти системы были созданы именно для «боевого» применения. Нет смысла повторять историю создания и развития данных систем. Всем нам хорошо она хорошо известна. Но со временем я стал понимать, что в данном определении «боевое» есть определённый смысл.
Что я имею в виду? Давайте поговорим о том, что подразумевается под термином «боевое». Когда кто-либо называет стиль боевым, логично предположить, что это делается для того, чтобы выделить данную систему во что-то отдельное, отличное от чего-либо. От чего же пытаются отделить «боевое направление»? Вероятно, от «спортивного». Ну не от танцев же, в самом деле?!
Действительно, в современном мире великое множество различных направлений и систем единоборств. И, как следствие, большое количество различных соревнований. Много споров по поводу того, какой вид более эффективный, более жёсткий, более универсальный и т.д. Есть представители направлений, в которых отрицаются соревнования, ссылаясь на «смертельность» изучаемых приёмов. Есть и другие, те, кто постоянно выходят в ринг, клетку или на татами, дабы надавать друг другу по физиономии в полном или ограниченном контакте.
Мы не будем ввязываться в извечный спор «кто круче». Давайте вернёмся к вопросу термина, определяющего «боевая система» и «спортивная система». Есть ли смысл вообще об этом говорить. Представитель контактного (да и не только) вида единоборств, по которым проводятся соревнования, скажет: «Я имею боевой опыт. У меня поставлен удар (или бросок) и я в уличной драке легко одолею супостата». Не будем ставить под сомнение это утверждение. А если злодей не один?! Боец скажет: «Я вырублю каждого по очереди». Не будем спорить и с этим. Предположим, что он владеет «икен ки хацу» (одним ударом наповал). И, кроме этого, знаком с тактикой спартанцев выстраивать врагов на одну линию, дабы они мешали друг другу. И наш герой с лёгкостью может укладывать их одного за другим. Но вот ситуация, появляется нож!
Дальнейшее моё повествование не ставит целью рассказывать о каких-то уникальных методиках, гарантирующих стопроцентное противостояние агрессору, вооружённому ножом. Я хочу поделиться с вами своим опытом, полученным при проведении семинаров. Просто пример противостояния сопернику с ножом даёт возможность увидеть ту тонкую грань, за которую нельзя перейти, базируясь только на опыте спортивных поединков.
Итак, начну с конкретных примеров. Как уже говорил ранее, я часто провожу семинары для действующих спортсменов (и не только). Уровень которых достаточно высок. За их плечами большой опыт участия в соревнованиях по различным правилам. И надо сказать, что не безуспешный. Среди них многие победители и призёры чемпионатов Европы и мира. В общем, далеко не новички.
Ситуация № 1. Рассматриваем применение ножа
Передо мной ассистент. Сразу хочу сказать, что никогда на своих семинарах не использую в качестве ассистентов своих учеников, а всегда стараюсь привлечь для этой почётной миссии адептов других клубов (школ). Делаю это намеренно, как говорится, для чистоты эксперимента. Так вот, у меня в руках нож, точнее, резиновый макет. Резиновый, по причине безопасности для окружающих. Я объявляю, что нанесу два удара, и предлагаю ассистенту каким-то образом защититься. Когда мой оппонент готов, наношу ему два удара. Первый, не на максимальной скорости, в живот, второй, в быстрой комбинации, боковой порез шеи. И вот здесь интересна реакция моего ассистента. Он, в общем-то, без труда блокировал мой первый удар. А вот при продолжении атаки отпрянул чуть назад, и использовал подставку предплечьем, что, естественно, привело к «порезу» его руки в виде чёрного следа от резины.
Давайте же проанализируем, что произошло. Спортсмен отреагировал на мою атаку. Но он, по причине незнания, какие именно удары будут использованы, действовал спонтанно. Его реакция была естественной. Не было времени для раздумывания, и он действовал, как говорят, на «автомате». Результат: «отрезанная» рука из-за неправильной техники защиты. Можно сказать, что была применена «спортивная» техника, которая в этой ситуации не сработала. Кстати сказать, что это был ещё не самый печальный исход. Обычно чёрный след остаётся на шее или под ухом.
Ситуация № 2
Я снова со знакомым вам резиновым ножом. Мой оппонент представитель грепплинга и бразильского джиу-джитсу. Здесь ставилась несколько иная задача. А именно, отрабатывался контроль и сопровождение вооружённой руки. Объяснив принципы данной работы, я предложил попрактиковаться в этом своему партнёру.
Цель этой тренировки заключается в том, чтобы контролировать вооружённую руку таким образом, исключая продолжение атаки, или, как минимум, значительно затруднить её. Так вот, мой партнёр довольно часто использовал захват моей руки так, как это принято по его системам. Эти захваты позволяли бы ему использовать борцовские комбинации, но они совершенно не годились в данной ситуации. Потому что, используя короткие повороты своей кисти, я с лёгкостью наносил «порезы» внутренних сторон предплечий и плеч. Здесь, для более глубокого понимания процесса, потребовалось взять деревянный макет ножа.
Нужно отметить, что после определённой тренировки мой ученик довольно успешно начал применять необходимые в данной ситуации действия.
Ситуация №3
В этот раз моим ассистентом оказался представитель смешанных единоборств (ММА). Но с ножом был уже не я, а он, и ему было предложено выполнять произвольные атаки. Причём, не одиночные удары, а комбинациями. В общем, задача была «зарезать». Цель демонстрации была показать комплексную работу в защите с использованием: 1) перемещений, 2) блокирования с контролем локтя вооружённой руки, 3) сопровождения, направленного на «вязание», 4) уход от свободной руки, исключающий её использование.
Мой ассистент, проявляя максимальное уважение, поначалу выполнял атаки медленно, далеко от реальной скорости. На что я мотивировал его атаковать на реальной скорости для того, чтобы демонстрация была реалистичной. И вот, перешагнув через преграду «зарезать» уважаемого человека, он начал увеличивать скорость и силу движений.
И войдя в азарт, он принялся действовать быстро и мощно. Используя вышеописанную комплексную работу, в которой важнейшую роль играют блокирование ближе к локтю (преимущественно с внешней стороны) и контроль оного, с дальнейшим «вяжущим» сопровождением.
Мною был выбран удобный момент для надёжного захвата и фиксации вооружённой руки. Далее последовал бросок (на сей раз это была задняя подножка), который получился с падением. «Бой» продолжился на земле (не ваза). Соперник был зафиксирован удержанием сбоку, а его вооружённая правая рука была направлена на рычаг локтя (удэ гатаме) через мою правую ногу.
Но в текущей ситуации я посчитал это не очень эффективным, из-за невозможности контролировать нож. Хочу напомнить, что защита была от ножа, и он по-прежнему находился у агрессора!
Далее, мои действия были такими: согнул руку соперника в положение «узел на руку» (удэ гарами), ещё известный как «кимура», и оппонент решил, что я буду пытаться ломать руку дальше. Но на самом деле это был лишь отвлекающий манёвр: позволю себе напомнить, что у «злодея» был нож! Своей правой рукой я перехватил правую руку соперника, продолжая при этом контролировать его шею и голову. А уже освободившейся левой рукой аккуратно отобрал нож обычным выворачиванием в сторону большого пальца. И направил остриё оружия в глаз «супостату», который пребывал в недоумении «как так получилось».
«Мораль сей басни такова»: пока соперник был занят противостоянием болевым приёмам, он совершенно забыл о ноже. Я же постоянно помнил о нём. И в данной ситуации болевые контроли не были самой целью, а задача была простой: завладеть оружием и использовать его. В результате, и нож у меня, и «враг» повержен.
Я постарался привести примеры, показывающие, что спортивная подготовка нужна. Скажу более, она необходима! И это аксиома, не требующая доказательства. Но не во всех ситуациях она может сработать. Поэтому ваш технический арсенал должен быть дополнен чем-то, что значительно расширит «кругозор».
Ни в коей мере не претендую на уникальность перечисленных способов работы и принципов, и не говорю, что с их помощью можно бесспорно противостоять вооружённому ножом сопернику. Эту тему прекрасно раскрывает на страницах нашего журнала Александр Половинкин. Я же взял ситуацию с ножом как пример, помогающий в беседе на тему «боевое направление» и «спортивное направление». Цель – показать, есть ли различия в них, и какие именно.
Автор: Борис Сушинский, Харьков, Украина.