Site icon Будо Глобал

Восхождение

Духу полковника Эвереста стало нехорошо. Почему? Потому что на самой высокой вершине Европы, на Эльбрусе, коллектив российских «сумасшедших» выполнил ката. На Эвересте, названном в честь английского полковника, такого никто ещё не делал. И вряд ли сделает, потому что в тех краях таких людей нет, а наши заняты – они покоряют Кавказ. Хотя почему «сумасшедших»? Я очень уважаю и люблю моего названного брата Владислава Байтокова, который оказался идейным вождём этого каратисткого демарша. И вот как это было. Дадим слово Владу.

Николай Смирнов

Ровно месяц назад, 13 августа 2021 года, в пятницу, мы исполнили мою мечту, взошли на Эльбрус и выполнили там Тенсё! Это достижение официально зарегистрировано в Книге рекордов России. Ну а я сделал себе подарок к 65-летию. И сразу хочу сказать огромное спасибо всем, кто помог мне осуществить это, тем, без кого данное мероприятие никогда бы не состоялось. Благодарю всю нашу команду за прекрасные дни и мгновения, проведённые вместе, за поддержку и взаимовыручку, за понимание и отдачу. Без всех и каждого из вас эта акция не имела бы успеха!

Впервые идея покорить Эльбрус и выполнить там ката возникла у меня в ещё 2010 году. Тогда я работал в Российском союзе боевых искусств, но, к сожалению, рядом сподвижников не нашлось. Год назад я посетовал на это в присутствии молодого улыбчивого мастера школы СЭНЭ Коваля Алексея и, благодаря его кипучей энергии, с этого момента идея стала воплощаться в жизнь!

Всё произошло не совсем так, как мы себе это представляли. И если быть откровенным, каждый представлял наш поход по-своему. Чем больше команда, тем больше мнений, вариантов и личных целей. А команда у нас собралась очень разная.

По профессиональной деятельности. Среди нас, например, были: инженер, топ-менеджер, директор компании, тренер, доцент кафедры, косметолог, юрист, пенсионер (это, кто не понял, я).

Но у всех было общее – нас объединяло увлечение боевыми искусствами. У каждого своя история этого увлечения и степень его освоения. Как всегда это бывает, началось наше приключение с идеи. Гордо повторюсь – идея собрать людей, увлекающихся боевыми искусствами, для восхождения на самую высокую гору Европы (5642 метров) и исполнения на её вершине комплекса технических упражнений каратэ принадлежит мне. Самому старшему из команды. Для меня горы близки – я родом из Карачаево-Черкессии. Что касается боевых искусств, то почти всю сознательную жизнь занимался восточными единоборствами, последние 10 лет практикую каратэ Кёкусинкай, являюсь судьей по нескольким видам единоборств и долгое время помогал развитию боевых искусств на руководящих постах в РСБИ и Федерации всестилевого каратэ.

Подхватил идею и загорелся ей самый молодой член нашей команды – Алексей Коваль. Вся профессиональная деятельность которого, связана со спортом и боевыми искусствами: спортсмен, мастер спорта по традиционному каратэ (2001 г.), мастер спорта по рукопашному бою (2004 г.), многократный чемпион России, победитель межстилевого поединка на форуме «Битва Чемпионов 3» (по версии MIX-FIGHT), мастер спорта России по всестилевому каратэ (2016), тренер, спортивный менеджер и судья.

Наш союз людей разных эпох и школ боевых искусств (Кёкусинкай и СЭНЭ), помог собрать команду «Эльбрус додзё». Состав команды менялся и окончательный её вариант такой:

1, 2) Байтоков В. и Коваль А. – о них мы уже говорили.

3) Вишняков Юрий – директор компании и создатель бренда “Рэй-спорт”. Занимался рукопашным боем в СКА-13, когда каратэ было под запретом. Тренер его был из школы СЭНЭ  Сергеев Владимир.  Юрий в отличной физической форме, душа компании и мастер рассказывать анекдоты, которым счёта нет. Лучшие фотографии и видео нашего мероприятия тоже его рук дело.

4) Ковалева Алина – яркий представитель школы Кёкусинкай в КБР. Спортсменка, мастер спорта по каратэ кёкусинкай, тренер. Её силе воли и характера можно позавидовать. К сожалению, добраться до вершины ей помешала  болезнь. И сколько же сил нужно, чтобы ради общей цели принять решение спуститься вниз и не тормозить команду во время изнуряющего восхождения.

5) Бумагин Евгений – спортсмен, мастер спорта по рукопашному бою, чемпион России по рукопашному бою и тренер школы СЭНЭ, а так же топ-менеджер крупной компании JLL. Самый опытный из нас по части альпинизма. В 2018 году он уже поднимался на Эльбрус в одиночку. Вот он–то имел представление, с чем нам придётся столкнуться. Советом и делом помогал всем нам подготовиться и справиться с поставленной задачей.

6) Бабурина Людмила – практикует корейский стиль боевых искусств. Юрист нашей команды, для регистрации рекорда изучившая форму ката, не практикующуюся в стиле, которым она занималась.

7) Бушин Игорь – мастер из школы СЭНЭ. Доцент кафедры физкультурного ВУЗа Краснодарского края и руководитель отделения Федерации всестилевого каратэ. Из-за непогоды и технических неполадок с его оборудованием, один из гидов Акбулатов Азамат принял решение о снятии Игоря с высоты 5400. Эльбрус сложная гора и опасная, о чём говорит жуткая статистика несчастных случаев. Каким бы сильным не было желание продолжить путь, с гидом, опытным товарищем, несущим за вашу жизнь и здоровье ответственность, лучше не спорить.

8) Стрельникова Ярослава – подруга Людмилы и Владислава, второй год выезжает в Уллу-Тау на  сборы Кёкусинкай, решила преодолеть себя и поддержать наше мероприятие. Кстати, оказалась в прекрасной физической форме.

9) Шалыго Алексей – ещё один представитель школы СЭНЭ. Очень грамотный и опытный инженер, работающий в сфере гидроэнергетики. Рассказывал, что уже лет 15 мечтал о восхождении на Эльбрус и рад был оказаться в такой дружной команде.

10, 11) Конечно, нельзя обойти наших гидов: Гулиева Руслана и Акбулатова Азамата. Они работают спасателями на Эльбрусе, и без них мы бы не рискнули в таких погодных условиях продолжить свой путь. Мы им полностью доверяли и благодарим за успех нашего мероприятия.

Восхождение на Эльбрус требует серьёзной подготовки. Нужно пройти акклиматизацию в условиях высокогорья и подготовить свой организм к таким нагрузкам. А нам ещё требовалось отработать ката Тенсё и свести в единый комплекс для группового его исполнения, так как есть стилевые особенности школ Кёкусинкай, корейской и СЭНЭ – темп и технические особенности демонстрации приёмов.

Основная часть нашей команды проходила акклиматизацию в альплагере Уллу-Тау. Там мы сделали несколько выходов по разным и очень живописным маршрутам. Был маршрут с ночёвкой в Местийской хижине, для подхода к ней необходимо было пройти по леднику: удивительно красивое место на высоте 3360 метров. Утром, когда мы разминались на рассвете, к нам пришли туры понаблюдать за нами, а может и поучиться чему. Один из красивейших маршрутов, протяжённый по километражу, за день мы прошли более 30 км в оба конца, заканчивался изумительным природным водоемом на высоте 3240 метров над уровнем моря. Добираться до озера совсем непросто, требуется преодолеть крутой подъём, несколько рек вброд. Пейзажи меняются от лесных до каменистых. Через ущелье к озеру ведет извилистая тропа, если не сворачивать с нее, то вскоре удастся заметить бирюзовую гладь — это Живое озеро, что разместилось среди вершин, словно изумруд. Ну и как не поплавать в таком Изумрудном озере, да еще и на такой высоте!

За время пребывания в Уллу-Тау мы совершили 4 акклиматизационных выхода, разной продолжительностью и сложности, в каждом, на высотах от 2800 до 3400 метров над уровнем моря, тренировали коллективное исполнение ката. Набор высоты, физические нагрузки и восстановление – вот основные методы подготовки своего тела к высокогорному альпинизму.

По завершению подготовительного периода мы переехали в Азау, а оттуда на Гара-Баши в приют «Бочки» на высоту 3700 метров, здесь нам предстояло подготовиться к восхождению на Эльбрус, совершив 1-2 акклиматизационных выхода, один из них до скал Пастухова на высоту ~4600-4700 метров. К сожалению, на высоте 4450 метров наш выход был прерван. Началась гроза, и наш гид Азамат,  молодой, но опытный спасатель, развернул команду. Это удивительное и жутковатое  явление – гроза в горах: идёт снег хлопьями, порывы ветра, и вдруг удар грома, как будто ты в бочке, а по ней ударили кувалдой. Ощущение, что над твоей головой произошёл взрыв, а потом слышен треск разряда по выступающим камням…

Так получилось, что у нас был один шанс для восхождения,  и это было 13 августа (пятница). Несмотря на нехорошую репутацию такого сочетания, мы посчитали это счастливым знаком! Прогноз погоды, по данным МЧС, график нашей подготовки и время, основной фактор, которым мы располагали, давали нам шанс на благополучный штурм. Прогноз погоды на вершине отличный: с 7 до 10 утра безоблачно, -17 С°, ветер 15 км/ч. Но по факту мы шли в “молоке” (кругом всё белым-бело: снег и облако), а порывы ветра достигли 40 км/ч. Всего на две минуты открылись вершины Эльбруса и непередаваемо прекрасный вид с них, потом снова всё заволокло облаком. В этом основная опасность Эльбруса – погода непредсказуема, циклоны формируются на горе, моментально изменяя погодные условия.

Часть нашей команды воспользовалась услугами ратратчиков (это такие большие пассажирские снегоходы), а другая – решила начать восхождение с приютов (3700 метров). Нам предстояло покорить почти 2 км высоты. После восхождения мы делились своими впечатлениями и ощущениями. Все очень устали, порой были мысли, что нас развернут из-за непогоды или вот–вот твои силы кончатся совсем. У кого-то болела и кружилась голова, а кому-то хотелось шагнуть в белую бездну. Могу сказать про себя. Я шёл «на зубах» и молил Эльбрус дать нам возможность подняться на вершину и исполнить задуманное. Я шёл и повторял это как мантру.

Те, кто пошли пешком из “бочек” (нижние приюты), выдвинулись в 23:45. Стараясь успеть к моменту встречи на высоте 5100 со второй частью команды и гидами, обогнали много групп, которые вышли раньше нас или стартовали с более высоких приютов.

Пропустим описание чувств, усталости и нашего маршрута. К 10 часам утра мы поднялись на западную вершину Эльбруса. К нашему удивлению, там было много туристов, тех, кто отважился на подъём в этот день. Стояли в очереди и пропускали другие группы, чтобы сделать ката, сделать фото и снять видео – нам ещё нужно было надеть куртку кимоно и пояс, что не так просто при такой погоде и с нашей экипировкой.

Когда стояли на вершине, не чувствовались ни слабость, ни усталость. Мы дважды сделали ката, несколько фотографий и поспешили начать спуск, т.к. ветер всё усиливался. Когда прошли скалы Пастухова, Эльбрус открылся – были видны обе вершины и Кавказский хребет, растянувшийся повсюду ниже нас. Жаль, что с погодой не повезло, так хотелось посмотреть на мощь и величие этой горы, пейзажи Кабардино-Балкарии. Мы собрали отличную команду и справились с поставленной задачей. Мы доказали себе и другим, что люди объединённые одной идеей, несмотря на все различия между ними – возраст, физическую подготовку, национальность, темперамент, вероисповедание, увлечения, – могут найти общие точки соприкосновения и выполнить самые амбициозные задачи, которые ставят перед собой!

Внимание! В пятницу, 13 августа 2021 года мы поднялись на Эльбрус и сделали ката Тенсё группой, что зафиксировано в Книге рекордов России, тем самым логически завершив события, которые произошли с нами с 1 по 13 августа 2021 года.

Заметки участников «Эльбрус додзе», 2021:

«Вот та самая вершина!»

«Было очень тяжело, иногда «на автопилоте». Наклоняешься, чтобы перецепить карабин и забываешь, где ты находишься. Видимость почти нулевая, снег как картечь лицо рассекал». «Боялись, что нас могут завернуть, но все сложилось хорошо!»

«Отличное мероприятие, чтобы испытать себя и команду! Но всегда надо помнить, что горы не прощают беспечности и слабости духа!»

«Сильнее вместе!!!»

«Теперь я знаю, что такое взойти на Эльбрус!!!»

«Пять часов подъёма от заданной точки (5100 м) до вершины 5642 при минимальной видимости». «Туман и снег стеной».

«Вторая часть нашей Команды шла 10 часов от 3700 до вершины!!!»

«На самой вершине солнце вышло на 2 минуты. Наверное, в знак благодарности!»

«Абсолютно незабываемые эмоции от красоты!»

«Отдельная благодарность команде каратэк из школы СЭН-Э и Кёкусинкай! Ребята, вы молодцы!»

«Мы выполнили на вершине ката Тенсё, а видео передали в Книгу рекордов России».

«Сильнее вместе с нами!!!»

«Наша команда – команда мечты! Спасибо всем за калейдоскоп эмоций пережитых в дни восхождения на Эльбрус!!!»