Site icon Будо Глобал

Вин Чун – уравнение с несколькими неизвестными

В последнее время я наблюдаю массу текстовых и видео материалов, где красочно и безапелляционно звучит один и тот же посыл – «Вин Чун – отстой! Это не боевое искусство!! Где бойцы Вин Чун в ММА?». И так далее, в таком же духе. 

Откуда это всё? Троллинг на ниве конкуренции? Имеет место быть. Неудобная правда? Не без того. Чего уж там… Поверхностное представление о предмете? Однозначно. Воинствующая безграмотность? В том числе.

Хотелось бы высказать свою точку зрения на эту тему, опираясь на личный опыт и опыт своих учеников.

В моей статье будет упомянуто немало банальных (для мастеров) истин, но она написана не только для мастеров.

Итак, Вин Чун. Что за «зверь» такой?  Уж слишком много путаницы и разноплановой информации об этом стиле ушу. Вдаваться в глубины истории и рисовать генеалогическое древо стиля я не собираюсь. Рассуждать о том, вьетнамский он или, всё-таки, китайский, тоже не буду. Равно как и не собираюсь выяснять, чья федерация круче и «винчунистее», кто и кому передал секреты школы во всей полноте, что есть «истинный Вин Чун», а что «новодел» и личные фантазии. Также мне не хотелось бы спорить о значении терминов «боевое искусство», «единоборство», «спортивное единоборство», «рукопашный бой».  Об этом много написано и без меня, по этому поводу сломано немало копий.  Думается, что это не интересно.

Мне интересен Вин Чун как предмет. Как инструмент, как нечто уже существующее и осязаемое, в том виде, в котором мы его сегодня наблюдаем.  Как вместилище определённых принципов.  А они, эти принципы, давно уже всем известны. И используются во многих видах единоборств, а не только в Вин Чун. Разумеется, не все. Есть вещи, так сказать, для внутреннего пользования. Это я не к тому, что мол, есть у нас ещё секретные, «жутко смертельные» техники, которые никому не покажем. Ну, разве что за 1000 у.е. на семинаре заезжего мастера из Китая или Гонконга. Нет, речь о другом.  Речь об элементах, могущих произрастать только на технической базе Вин Чун. На другое они «не ложатся». Как не ляжет техника айкидо на боксёрский «челнок».

Вин Чун, как стиль, начал появляться в нашей стране уже в 80-х. В основном это были «обрывки из отрывков», принесённых на крыльях студентов из стран Юго-Восточной Азии. Шло всё это, в лучшем случае, под названием «кунфу», а чаще в форме, ласкающей уши доверчивого адепта, типа «Школа Огненного Дракона с гор Сунь-Шань», «Древесной обезьяны из Дананга», и так далее, в зависимости от лопоухости адептов, и претенциозности «мастеров».

Только после снятия «железного занавеса» стала поступать более или менее осмысленная и структурированная информация. Стали возможными поездки в «страны-источники», чем не замедлили воспользоваться действительно ищущие люди. Стали возникать клубы, ассоциации, федерации. Учителя сильно отличались друг от друга. Кто-то ударился в сектантство, увидев в Вин Чун прекрасный способ заработка, и окутал себя любимого завесой «тайных знаний», передающегося задорого, но исключительно в малых дозах. Кто-то увидел в этом неплохой способ калечить себе подобных, и сумел даже из отрывочных знаний, без всякой эзотерики, довести всё это до уровня вполне себе эффективной прикладной системы. Кто-то превратил это в «танец с саблями», активно украшая свои залы статуями Будды (не имеющего никакого отношения к Вин Чун), курильницами, светильниками и лампадками, одевая учеников в китайскую одежду, и снабдив каждого памятками по соблюдению ритуалов в зале. Кто-то нашел в себе силы (и деньги), чтобы изучать Вин Чун во всей возможной полноте у официальных носителей в Китае и Гонконге. И только став мастерами, эти люди создавали свои школы в России, оставляя за бортом «бумажных тигров» из 80-х.

Качество обучения повысилось. Уровень преподавания тоже. Появилась   целостная, логически структурированная программа обучения. Правда у каждого она была своя, но это касалось незначительных деталей и методик отработки. Принципы у всех были одни и те же. Центральная линия, углы атаки, малая амплитудность, набившие оскомину «прилипающие руки» или «липкие руки», которые являются лишь одним из подготовительных упражнений, а не способом ведения боя.

Система очень компактная. Очень логичная, и, если хотите, «математическая».  Никаких тайн и эзотерики в ней нет. Всю технику можно объяснить на уровне логики, физики и анатомии. Именно это и привлекло меня в этом интереснейшем стиле. Интуитивные реакции на действие противника, а на самом деле спарринговый опыт и умение считывать действия противника по предварительным, малозаметным движениям, отсутствие работы связками ударов, и отсюда способность мгновенно прерываться и перестраиваться.  Высокая вариативность техник. Взаимозаменяемость и взаимопревращаемость технических элементов. Потрясающий уровень развития контактных рефлексов.  Но в Вин Чун, как и в любом другом учении всегда найдутся ортодоксы, еретики, и «впавшие в прелесть». И глядя на них, судят о стиле, о школе. О боксе судить проще. Бокс, он и в Африке бокс. Единые правила контактного поединка. Давно разработанные методики подготовки спортсменов, планы соревнований, к которым надо готовиться. С Вин Чун всё сложнее.

Федерация Вин Чун России родилась в 2009 году, благодаря мастеру Анатолию Белощину, ученику одного из мастеров Гонконга – Мак Вун Кена, президента Международной Организации Вин Чун (IWCO). Правила соревнований, программа обучения и многое другое, постоянно изменялись, и вполне возможно, что и по сей день находятся в процессе коррекции. Что абсолютно нормально.  При этом, далеко не все разбросанные по России школы и клубы Вин Чун вступили в Федерацию. Кстати, есть ещё одна федерация, тянущая руки ко всему «китайскому» и позиционирующая себя, как «истинно китайская» и «единственно верная». Она старается объединить всё и всех при помощи административного ресурса. Однако, история давно определила перспективы и место таких «рулевых».

Тем не менее, до сих пор существует ещё и масса небольших организаций, которые ни к кому не примкнули и живут своей жизнью. Их методы подготовки, их техника могут существенно отличаться друг от друга. Соответственно, и мнение о Вин Чун у большинства населения сильно зависит от того, с кем из представителей школы им повезло столкнуться.

Как известно, яблоко от яблони недалеко катится.  Ученики всегда подбираются под стать учителю.

Разберём основные варианты. Хотя, разумеется, в жизни вариативность выше.  Итак.

Учитель, «впавший в прелесть». Такой склонен к ритуально-атрибутивным мероприятиям. Поклоны, флаги, курильницы. Манекен и портрет Ип Мана в квартире.  Превративший   спортивный зал в храм, и считающий, что только читая Сунь Лу Тана в оригинале, выполняя секретные техники Ци-гун, «Чи-сао», СиуЛим Тао и медитируя на Луну, можно стать Великим Непобедимым…лет эдак через сто…

Кроссы? Силовая подготовка?  Работа на тяжелых мешках? Не, не слышали. Это опасно и вредно. Карма пострадает, и нарушится ток энергии «ци». Поединки в контакт?  Да вы что? У нас техники смертельные. Ещё убьём кого…

Внимание!   Вы верите в то, что у него в зале собираются «отбитые уличные драчуны» и типичные представители Вин Чун? Нет! Собираются те, кому пробежать кросс на 3 км, или довести количество отжиманий до 100, это глупость и непосильный труд. Собираются люди, доверчивые и склонные к мистике. Так чего же от них ждать? О них мы будем судить о Вин Чун? Боевая эффективность на улице?   Где-то «0» баллов из «10» возможных.

Учитель – «ортодокс». Знает материал. Весь. Или почти весь. Стремится узнать ещё больше, прилагает к этому усилия. Регулярно посещает семинары и сборы. Крайне важно, сколько у учеников дипломов и цветных поясов. Это главный показатель мастерства.  Склонен к выполнению ритуалов. В гораздо меньшей степени чем «ботаник», и всё же. Борется за чистоту техники (вне зависимости от её практической эффективности). Традиция – это всё. Это цель. Это способ. Это самоценно.  Запрещает себе отход от «генеральной линии партии». Используем только то, что завещал Ип Ман,  портрет которого всенепременно  должен висеть на стене зала. Ни шага в сторону. Работа на снарядах? Да. Но только по «школе».  Поединки? Да. Но только после сдачи экзамена на какой-нибудь уровень, после нескольких лет занятий. И строго по правилам. Соблюдая чистоту техники. Принципы. Отход-подход-поклон. Всестилевые  соревнования?  Ни в коем случае, испортим чистоту техники! Это будет уже не Вин Чун. Ученики у него такие же. Гонка за поясами, дипломами, семинарами. Боевая эффективность на улице? Баллов 5 из 10. Всё-таки есть навыки работы в контакт, перемещений и работы с дистанцией.

Учитель «еретик». Материал знает. Почти весь. Иногда с пробелами. Иногда из разных источников. Иногда с ошибками.  Способен к критическому анализу и синтезу.  Не верит на слово «авторитетам». Всё проверяет. Если не получается – спрашивает. Если  всё равно не получается – отбрасывает за ненадобностью и идёт дальше. Склонен дополнять технику элементами других стилей, если они «ложатся» на базу Вин Чун.  Ритуально–атрибутивная часть сведена к минимуму. Полоски на поясах – цветы на обочине дороги. Есть – хорошо. Нет – да и ладно. Чистота техники? Ну такое.… В таолу важно. А в бою… главное, чтобы работала. А если не «по школе»? Да и ладно. Ведь работает же. Поединки в контакт? Ну, разумеется. Каждую субботу. Кроссы? Мешки? Силовая? Да. В разумных пределах. Без фанатизма. Всестилевые соревнования? Ну, можно для разнообразия. Без лишний амбиций и мечтаний победить на чужом поле. Ученики – в основной своей массе люди думающие, критически настроенные, порой амбициозные. Боевая эффективность на улице 7 из 10.

Учитель «файтер». Материал знает. Не весь. Не до конца. Но принципы знает и применяет.  Уровень отработки высоченный. Ряд  заимствований из других систем. Традиции? Знание терминологии? Атрибутика? Ну, можно конечно…. В свободное от тренировок время.  Мешки? Кроссы? ОФП? Да, и много. Поединки? Обязательно. Лучше без ограничений. С минимумом протекторов.  Чистота техники? Вы серьёзно? Зачем? Всестилевые соревнования? Конечно! Для чего ж тогда тренироваться? Тренировки на улице в обычной одежде? Обязательно! Ученики – неисправимые задиры, часто не отягощенные высоким образовательным уровнем, не истязающие  себя философскими рассуждениями, зато способные тренироваться много и самозабвенно.  Боевая эффективность на улице 10 из 10.

А теперь вернемся к нашему вопросу: Вин Чун – отстой? Ответ: «Всё в ваших руках». Вин Чун – это инструмент. А как вы будете его использовать – дело ваше. Ведь и микроскопом можно успешно забивать гвозди….. Шутка.

Что касается участия адептов Вин Чун в соревнованиях форматов ММА, UFC (а это именно формат соревнований, а ни какая, ни школа боевых искусств), то здесь ответ на поверхности. На мой взгляд, Вин Чун в сегодняшнем его виде – это многоликая система, проявления которой многообразны, от танцев с партнёром, до эффективной гражданской системы самообороны, и жесткого спортивного единоборства.  Вин Чун прекрасно подойдёт для применения в обычной жизни, в ситуациях низкой экстремальности (бытовые конфликты с необученным, или плохо обученным оппонентом). Это узкоспециализированная, и никоим образом не подходящая для соревнований в ММА, система. Ввиду того, что полностью отсутствует работа в партере.  Ввиду наличия перчаток, которые сильно затрудняют применение стилевых техник.

Можно ли адаптировать Вин Чун для таких соревнований? Можно. И такие попытки уже делаются. И я уверен, что со временем в клетке появятся представители Вин Чун. И этот Вин Чун будет сильно не похож на тот классический стиль а-ля «Ип Ман» который мы видим в кино и в школах традиционного Вин Чун. Ведь является безусловной аксиомой утверждение, что «техника подбирается под правила», и никак иначе. Правда, всплывает другой вопрос. Превращение в спорт – это зло или благо? Но этот вопрос не входит в тему статьи, и я не вижу смысла его здесь рассматривать.

Можно ли сделать Вин Чун эффективной системой уличной самообороны? Разумеется, можно. Но для этого нужно будет изменить методику и цели подготовки. Какие цели – такие и средства. Какие средства – таков и результат.

Резюмирую. Вин Чун сегодня – это молодая и развивающаяся школа, имеющая перспективу развития в ряде направлений. В стране есть много талантливых и думающих тренеров, способных это сделать.


Андрей Сергиенко
Петропавловск-Камчатский

Exit mobile version