Очень часто многие путают боевые искусства со спортивными единоборствами. И те, и другие должны быть в мире Будо. Спортивные единоборства (соревновательные, с определённым покрытием пола и равными по массе и уровню бойцами) отлично подходят для формирования определённых базовых навыков, физической кондиции и первичной психологической подготовки. Боевые искусства (традиционные китайские, японские и другие) рассчитаны на ситуационную работу (усталость после рабочего дня, неизвестный уровень нападающего или нападающих и так далее), где множество неизвестных, и где изначально боец находится в проигрышном положении (неожиданное нападение, нападающих чаще больше либо он или они сильнее, иногда вооруженны). Когда понимаешь исходные показатели, понимаешь, что тебе надо, и выбираешь направление. Спортсмены хорошие бойцы, однако, если посмотреть криминальные сводки, мы увидим, что даже мастера международного класса (чемпионы мира, Европы и так далее) часто оказываются пострадавшими. Какой-нибудь практик традиционных школ (не фейковых, а именно традиционных) выходит на татами и чаще проигрывает, а на улице вполне себя уверенно чувствует (при условии, что методика подготовки подразумевает проработку ситуаций). Это утрировано, но для того, чтобы донести идею.
Психологическое и физиологическое состояние бойца тоже разнится в этих двух направлениях. Одно дело выйти на татами и осознавать, что твоей жизни ничего не угрожает, разве что только здоровью (получение травмы и прочее), и другое дело нападение в уличной, бытовой и прочей конфликтной ситуации, где появляется опасность не только для здоровья, но и для жизни (своей или близких), и судья не остановит бой.
Уэчи Рю традиционная школа, в которой подготовка ученика состоит, в первую очередь, не в изучении техники, а физическом развитии (кондиция, «набивка» тела и укрепление ударных поверхностей), умении адаптироваться под ситуацию, и так далее. Методика и техническая подготовка Уэчи Рю строится на том, что боец в начале конфликтной ситуации находится в проигрышном положении и его задача – не победить, а выжить. Даже если ему придётся “делать ноги” (кроме того случая, когда рядом близкие и требующие защиты люди).
Освоение техники боя начинается с постановки базовых техник: рук, ног. На начальном этапе основной упор делается на укрепление ударных частей конечностей: костяшек кулака, кончиков и фаланг пальцев. Основная цель – уплотнить ударные части конечностей и укрепить суставы.
Эти цели достигаются посредством систематического выполнения статических упражнений на различных поверхностях (пол, мат, стена). Упор делается именно на укрепление, а не набивку ударных поверхностей. Далее идёт подготовка к ударным нагрузкам, с помощью обстукивания (с дозированной нагрузкой на конечности) по различным предметам и поверхностям. Главное в этот период – не переусердствовать и следовать рекомендациям сенсея. Как финальная стадия – постановка удара и укрепление всего каркаса ударных конечностей на макиваре (статической и ручной), мешках разного веса, обмотанным столбам или другим, жёстко укрепленным вертикальным предметам.
Кроме подготовленных ударных конечностей очень важен технический аспект, соответственно любое ОФП или СФП должно способствовать формированию правильного удара и (или) блока, а не забивать мышцы или изнашивать суставы.
Постановка ног начинается не с передвижения, а статических упражнений для формирования мышечной памяти тех частей тела, которые участвуют в стойке и перемещениях. Кроме того, выполняется балансировка тела и формирование его структуры для дальнейших реализаций принципов перемещений и техник.
Базовая, она же основополагающая, стойка/положение (по-японски “дати”) – Санчин. Санчин переводится как “Три битвы” и формируется на трёх уровнях, начиная со стоп, коленей, таза (нижний уровень). Спина, грудь, лопатки, плечи – средний уровень). Шея, положение головы, в том числе макушки и подбородка – верхний уровень.
Сначала это положение формируется, потом ученик учится в нём перемещаться. Следующий этап – адаптация Санчин под реалии поединка. Старший ученик или сенсей толчками, ударами (сила которых растёт вместе с уровнем ученика) обрабатывает участки тела ученика.
Освоение этой стойки в перемещении совмещается с постановкой специфического дыхания в Уэчи Рю. Так, постепенно, подходят к основному ката, на котором зиждется принцип всего направления Уэчи Рю – ката Санчин.
После практики в положении Санчин и понимания принципов стоек переходят к освоению других базовых стоек и перемещений: шико-дати, некоаши-дати и так далее.
Освоение стоек и передвижений подразумевает не только формирование структуры стоек и тела в целом, но и умение ориентироваться и изменять дистанцию между соперниками. Эта дисциплина нарабатывается уже в парах и помогает в формировании понимания базовых понятий тайминга в поединке.
Далее идёт раскрытие принципов школы через ката и расшифровка, отработка базового применения тех или иных движений в ката.
Изначальная задача – с помощью ката наработать не только технику, но и принципы школы. Сначала отработка идёт самостоятельно, в различных форматах: скорость, рисунок, физическая кондиция ученика. После этого идёт та же наработка, только уже в парах, где полученные навыки улучшают и учат применять с напарником. В каждом ката есть своя специфика по ударным конечностям, поэтому параллельно с практикой ката укрепляются и ударные поверхности, используемые в технике.
Следующий этап – это обусловленный спарринг в различных форматах (якусоку-кумите), где ученики, уже в приближенных к реальным условиям, получают опыт поединка как с одним, так и с группой соперников.
Как финальная составляющая подготовки – свободный спарринг.
Учебный поединок, в основном, нарабатывается в 50-70% от максимума (улучшения тактического понимания, тайминга и прочего).
В полную силу – чаще это проходит со старшими учениками, которых младшие бьют в полную силу, а старшие дозируют контакт.
Свободный спарринг это показатель того, что понял ученик и над чем ему ещё работать в базовой технике, ката и, соответственно, в парах.
Олег Билоногий Киев, Украина