Site icon Будо Глобал

Самое большое воинское искусство рождено чувством любви…

Кто из читателей нашего журнала не слышал о Бусидо? Вряд ли такие найдутся. Бусидо – свод законов самурая, кодекс воина, искусство Смерти и искусство Жизни. Как говорил, опираясь на его заветы, создатель айкидо Морихэй Уэсиба, кстати, самурай по рождению: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть без оглядки, когда нужно умереть».
Он же говорил: «Подлинное воинское искусство не должно вести к разрушению мира. Избегать жестокой борьбы; сохранять мир, не уничтожая противника – это и есть самое большое воинское мастерство. Оно рождено чувством любви и уважения к окружающему миру, живому и неживому».
Для воинов готовых к смерти (помните истинно «самурайское»: «Какой прекрасный день, чтобы умереть») ощущение прекрасного, любовь к красоте становились не чем-то растянутым во времени, а востребованным именно сегодня, именно сейчас, потому что смерть может прийти в любой момент. Оттого и поощрялись занятия стихотворением, живописью, каллиграфией и прочими изящными искусствами. Оттого они и были наполнены щемящим чувством возможного скорого расставания с этим миром.
Первые упоминания о резных миниатюрах, о которых пойдёт речь, ведут нас в древний Китай, в 3-4 века до нашей эры. Позже, во времена династии Мин, они приобрели и своё первое название – чжуй-цзы. Попав в результате торговли и войн в Японию, они первоначально даже стали называться Тобори – китайская резьба. Название Нэцкэ получило в Японии распространение только в XVII веке. И только в следующем, восемнадцатом, появились уже истинно японские нэцкэ.
Вообще, дадим определение, которым пользуются историки и искусствоведы. Окимоно. Буквально – вещь, которая ставится на всеобщее обозрение. Представляет собой миниатюрную скульптуру и предназначена для украшения интерьера. В японском доме, располагается в специальной нише (токонома) наряду с другими предметами для созерцания (бонсай и тому прочее). Отличается от нэцкэ отсутствием специальных отверстий для шнурка.
Все необходимые предметы, кисет, ключи, прочие мелочи, нанизывались на один шнурок, а второй конец шнурка продевался сквозь полое отверстие в нэцкэ. Кстати, брелоки-противовесы использовались на обширной территории, не только в Китае и Японии, но, например, и в Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Со временем, утилитарное значение исчезло, а уровень художественного исполнения неимоверно вырос, превратив изделия в подлинное искусство. Не завидуя, отметим, что стоимость этих крохотных изделий может достигать сотен тысяч долларов.
Мастер, которому мы далее дадим слово, в основном выбрал тематику «Самурай». Считается, что нэцкэ «Самурай» является символом бесстрашия, твёрдости, самообладания, находчивости, живого быстрого ума и, конечно, безупречного сердца, то есть искренности – основы всех добродетелей.
Перед вами небольшая заметка известного питерского мастера боевых искусств, который для демонстрации своей «любви» как раз и выбрал язык малых форм.
Слово художнику.

Вступительное слово: Николай Смирнов


У каждого есть шанс свести Пути. Тот, что снаружи, с тем, что внутри…

Валерий Боровков

О единоборствах многое сказано и написано, снято много фильмов. И мне, глядя на своих сверстников и единомышленников, иногда становится грустно. Кроме как личного мнения или познанного «секретного» боевого искусства в соискателях «пути» совершенствования не происходит пробуждение других талантов.

В познании сути движений мне увиделись детали и тонкости, которые за молниеносностью ускользали от осознания происходящего. Конечно, мне сегодня не исполнить то, что с лёгкостью удавалось сделать в 70-х, 80-х, 90-х и в начале 2000-х. Но пониманию главного удаётся научить.

Ряд технических действий сегодня неактуален, но они и не содержат в себе интеллектуальное и творческое развитие. Со временем пришлось избавляться от «шелухи». А в остатке оказалось, что настоящего и стоящего так много, и что из-за всего лишнего этого не было видно.

Время шло. В один прекрасный день один из учеников, он уезжал далеко и навсегда, попросил меня вырезать ему на память маленькую фигурку. На тот момент я уже занимался с детьми – помимо единоборств лепкой из пластилина, так учил их думать пальцами. Но скульптором я себя ещё не видел.

Появился нужный инструмент, и я попытался повторить известные мне мандзю и нэтски (обычно пишут «нэцкэ», где корень слова «привязывать». Но мне по душе именно «нэтски» – в значении «любящие руки»).

По ходу вывел для себя формулу:

  1. Делай то, что получится.
  2. Старайся повторить оригинал (сделай реплику)
  3. Придумай новое (сотвори)
  4. Найди, что надо

Мастера видео- и фотосъёмок не так часто могут поймать в кадре красоту мгновения, которое исчезает из жизни навсегда. А в скульптуре или рисунке есть шанс это мгновение глубоко проработать и акцентировать внимание на том, что хочет сказать художник.

Мой путь резчика невелик – с 2010 года. В 80-х я пробовал что-то вырезать – геммы, камеи, нэтски, но тогда я ещё не понял, что делаю и для чего, и на 30 лет оставил эту затею, посвятив себя познанию Пути – Дао.

Талантливых, образованных и амбициозных людей приходилось видеть много, но далеко не у всех получилось:

У каждого есть шанс свести Пути. Тот, что снаружи, с тем, что внутри…

С годами кто-то «ушёл», а кто-то потерялся, так и не поняв, чем занимался всю жизнь. О просветлении и речи нет.

И вот сегодня, продолжая практиковать единоборства, имею смелость представить вашему вниманию некоторые миниатюрные скульптуры (окимоно, нэтски, манд-зю, рюса). Среди них есть реплики, но в основном это авторские сюжеты, собственное творчество.

У каждой моей фигурки есть текст в виде стихов. Без этого текста фигурка не может обрести нужную форму и размер, и даже каким-то образом происходит выбор материала – кость, рог лося, дерево.

В каждой миниатюре сокрыто предназначение и исторический подтекст.

Случается и современная история.

«Обрети себя заново.
Собери воедино.
Осознай, что можешь,
А что ты хочешь.
Трудись над неудачами.
Умножай успехи».

Валерий Боровков

Exit mobile version