Политическое дзюдо Владимира Путина

Олег Авдыш
Калининград, Россия


Много лет пристально наблюдая за действиями нашего президента я заметил, что в своих политических баталиях он всегда чётко и уверенно действует согласно менталь­ным стратегиям боевых искусств. В частности, дзюдо, реальным мас­тером (без преувеличения) которого он является.

Дзюдо (дословно переводится с японского как «мягкий путь») — японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (1860 — 1938).

Главными постулатами дзюдо Дзигоро Кано считал следующие: «максимальный результат» и «всеобщее благополучие».

«Максимальный результат» предполагает, что цель борьбы дзюдо — добиться максимально лучшего результата с применением минимума усилий.

«Всеобщее благополучие» означает, что необходимо использовать все свои силы, дабы создать благополучие для себя и наибольшего количества окружающих (общества).

А принцип «Поддаться, чтобы победить!» — это главный принцип дзю-дзюцу (джиу-джицу), из которого и возникло дзюдо.

Базовые понятия дзюдо, о которых нужно знать, чтобы понимать то, что и как делает Путин — это триада «кудзуси-цукури-какэ».

Кудзуси (яп. 崩し) — выведение из равновесия. Метод осуществления кудзуси зависит от ма-ай (боевой дистанции) и других условий. Его можно достичь используя: таи-сабаки (изменение позиции, уклоны, букв. повороты тела), действий оппонента (толкать или входить, если противник тянет; тянуть или поворачиваться, если противник толкает), атэми (удары), комбинация всех трёх способов. Высшим мастерством в БИ считается кокоро кудзуси.

Кокоро (яп. 心) — дух, душа, сердце (не в анатомическом смысле). Прежде чем вывести противника из физического равновесия и атаковать броском или ударом, его необходимо лишить душевного равновесия, заставить суетиться, путаться. Это не только технический приём, выполняемый за счёт рывка, толчка или удара, но и лишение противника психологического равновесия криком, взглядом, каким-либо иным действием. Выполненный мастером «кэнсэй» (наполненный энергией выдох с криком) может полностью разрушить гармонию разума и тела противника, сковав его движения и замедлив реакцию.

Мастер выполняет кокоро кудзуси, выводя соперника из равновесия ментального, после этого выполнение комбинации техник и завершение атаки, всё полностью подчинено воле мастера и он ставит точку в схватке тогда, когда сам посчитает нужным.

Термин «кудзуси» относится не просто к выведению из равновесия, но к процессу приведения оппонента в позицию, в которой его устойчивость и, следовательно, его способность восстановления равновесия уничтожается полностью.

Цукури (яп. 作り, приведение к положению (создание предпосылок) для выполнения броска). При помощи кудзуси вы привели противника в такое положение, когда он полностью подчинён вашей воле, не осознавая того.

Какэ (яп. 掛け, выполнение) — сброс, реализация. Действие, используемое для выполнения такой техники, как бросок после выведения вашего соперника из равновесия (кудзуси) и приведения его в невыгодное положение (цукури) — собственно, исполнение приёма в правильный момент времени.

Правильное и скоординированное применение этих понятий даёт эффективный способ бросить соперника на татами. Между каждой из этих фаз нет какого-либо перерыва или отсечки, они проистекают друг из друга единым непрерывным потоком.

Немного истории. Согласно древней легенде, создателем системы дзю-дзютсу был японский медик Сиробеи Акаяма, живший в ХI-XII веках, во время войны феодальных кланов Тайра и Минамото. Акаяма, в совершенстве владевший распространенными тогда в Японии единоборствами «когусоку»(латы, которые всегда при себе) и «косино мавари»(панцирь, защищающий поясницу), отправился в Китай для совершенствования своих знаний в области медицины. Там же он познакомился с одним из вариантов4 системы «тайцзы-туй-шоу». Вернувшись на родину Акаяма преподавал своим ученикам наряду с медициной и известные ему приёмы, однако он ещё не мог найти основной принцип, который связал бы его знания в единую стройную систему. Однажды зимним вечером, после большого снегопада, Акаяма Сиробеи не спеша прогуливался по своему саду, созерцая всё, что его окружало. Вдруг резкий хруст ели, сломавшейся под тяжестью снега, вывел его из задумчивости, и он увидел, что ива, стоящая рядом, наклонившись до земли скинула снег и снова мягко выпрямилась. «Поддаться, чтобы победить!» — воскликнул мастер. Сформулированный таким образом принцип помог великому медику систематизировать свои знания, и в дальнейшем он стал главным принципом дзю-дзюцу и ещё целого ряда производных от него боевых искусств, включая дзюдо.

И вот тут самое важное! Во всех своих международных схватках Путин выигрывает, чётко следуя духу дзюдо, основной задачей которого является не просто одержать победу, а продемонстрировать свою виртуозность владения ситуацией — только в этом случае ты становишься мастером дзюдо. И для этого НЕОБХОДИМО дать противнику раскрыть весь свой потенциал, продемонстрировать всю свою технику, силу, мощь и … БЕСПОМОЩНОСТЬ! И довести схватку до кульминации, до предела возможностей, и тогда, когда проигрыш уже кажется неизбежным, одним лёгким движением получить ЧИСТУЮ ПОБЕДУ!

Предсказать мастера невозможно просто потому, что он сам не знает, каким будет завершение комбинации. У него масса наработок, шаблонов, из которых как бы сам собой, независимо от него складывается калейдоскоп картинок боя. Потом можно будет весьма легко и понять, и объяснить, что, как и почему он сделал, но только потом…

А сейчас он идёт за противником, вальсирует с ним, то уклоняется, то давит, то поддаётся и отступает, и слушает мелодию и ритм боя. Сливается с противником в одно целое, чтобы в один момент разорвать это единство, лишив противника опоры.

Он всегда заставляет переживать и врагов, и друзей. Вспомните, мы ведь каждый раз сидим в оцепенении, в ожидании развязки, с полным ощущением, что всё не так просто, что силы на исходе, и возможно момент выбран неверно, и вдруг не получится, вдруг он оступится, поскользнётся…а…ну…но…ах!

Вот и сейчас то же самое! Но мастер ведёт бой, ведёт своих противников, которых у него не один, в отличие от схватки на татами. Он маневрирует между ними, путая им линии атаки, подставляя их под «дружеский огонь», заставляя выкладываться полностью, показывать всю свою мощь без остатка!

Но дальше обязательно будет завершающий вход и бросок! Ура! Иппон! Чистая победа!

И небольшая архивная заметка из газеты «Вечерний Ленинград» от 4 мая 1976 года, в которой автор много лет назад пообещал серьёзное будущее начинающему борцу.