Site icon Будо Глобал

По итогам одних соревнований

Виталий Колодяжный

Эта статья предложена Виталием Колодяжным. Для начала хочется дать о нём краткую справку. 

Достижения:


В самом конце ноября наша школа Зендокай каратэ принимала участие в соревнованиях по боевому самбо в городе Хабаровск. Бойцы нашей школы регулярно участвуют в соревнованиях по разным видам единоборств. В основном мы участвуем и сами проводим соревнования по видам армейскому рукопашному бою, а также всестилевому каратэ в полный контакт. Соответственно, наши бойцы и их средства защиты заточены именно под правила этих видов спорта. А также, естественно, под правила Зендокай каратэ, которые, как сказал  его основатель Озава Такаши, можно одновременно считать правилами и каратэ, и джиу-джитсу.

Соревнования по боевому самбо мы считали подводящими к соревнованиям по нашим базовым видам единоборств. Тем не менее, в результате нашего выступления в очередной раз среди участников и даже тренеров нашей школы поднялась волна обсуждений и недовольств, связанных с оценкой поединков по боевому самбо в отношении критерия «боевое». То есть, в отношении самого принципа Будо.

Затронутая тема достойна, по моему убеждению, широкого обсуждения в кругу последователей философии боевых искусств и Пути Воина. Поэтому важно остановиться и сформулировать суть проблемы критериев выявления победителя в спортивных соревнованиях в соответствии с понятием Будо в самом его широком смысле. Хотя очевидно, что к спортивным соревнованиям оно применимо в той же степени условно, в какой сами эти виды единоборств являются настоящим боевым искусством. Даже, несмотря на то, что некоторые спортсмены считают иначе.

Для примера опишу один из юношеских поединков, который активно обсуждался тренерами Федерации Зендокай каратэ Хабаровского края и породил дискуссию в некоторых других школах.

Боец из школы Зендокай каратэ на протяжении всего поединка наносил удары, большинство из которых беспрепятственно проходили через защиту. Борьба без оценок переходила в партер, в котором боец из школы Зендокай каратэ доминировал и также продолжал наносить удары, большинство из которых успешно миновали защиту. Это – общая картина боя. После очередной, успешно проведенной серии ударов в стойке, боец из школы самбо просто отвернулся и вышел с ковра, чтобы избежать дальнейшего прессинга ударами. За это боец из школы самбо был наказан и счет схватки был открыт в пользу бойца из школы Зендокай каратэ.

В продолжение схватки, видя, что боец из школы самбо, пропустив очередную серию ударов руками, сильно поднял руки, боец из школы Зендокай каратэ, завершая атакующую комбинацию, нанес удар маваси гери в корпус. При этом боец из школы самбо захватил ногу соперника и поднял её вверх, в результате чего боец из школы Зендокай каратэ упал на спину и попытался выполнить рычаг локтя снизу, но неудачно. После этого бойцов подняли в стойку, а счет сразу стал 4:1 в пользу бойца из школы самбо.

Далее боец из школы самбо стал тянуть время и просто виснуть на сопернике. А боец из школы Зендокай каратэ резко активизировался и пытался пройти в ноги, так как понимал, что ударная техника вряд ли принесет нужную для победы оценку. Но, как  он, ни старался, борьба переходила в партер без оценок. В партере боец из школы Зендокай каратэ снова доминировал, нанося удары, большинство которых беспрепятственно проходили через защиту соперника, разве что не приводили к нокдауну. Наконец, контролируя соперника со спины и безответно нанося удары сбоку в область виска, боец из школы Зендокай каратэ заработал ещё один бал. При этом боец из школы самбо стоял на локтях и коленях лицом в ковер (в джиу-джитсу это позиция «черепаха») и, закрыв виски руками, ушел в глухую пассивную защиту, за что и был наказан. Но снова – всего лишь на один бал.

На взгляд со стороны было очевидно, что бойца из школы самбо просто избивают, а он старается выживать, чтобы продержаться до гонга. Но на деле такая схватка по правилам боевого самбо завершилась со счетом 4:2 не в пользу бойца из школы Зендокай каратэ. Правила есть правила, но именно от таких поединков у бойцов и некоторых тренеров Федерации Зендокай каратэ возникает ощущение несправедливости, о котором они и заявляют вслух. Самое главное, что в подтверждение правоты некоторые из них пытаются оценивать правила проведения соревнований по боевому самбо на предмет их соответствия критерию «боевое», принципу Будо.

Как руководитель Федерации Зендокай Будо каратэ России позволю себе высказать свою точку зрения. Как выглядят аргументы о несправедливой оценке ряда поединков на соревнованиях по боевому самбо в городе Хабаровск – поединков, таких же, как тот, о котором сказано выше? Если бы не было защиты, то боец из школы самбо получил бы повреждения, которые не позволили бы ему продолжать поединок. Находясь в позиции «черепаха» и закрыв виски руками, боец из школы самбо был беззащитным и фактически проиграл. Несомненно,  что если бы были разрешены удары в позвоночник и затылок, то его беззащитность была бы очевидна, и во избежание серьезной травмы поединок пришлось бы остановить, а чистую победу отдать бойцу из школы Зендокай каратэ. А если бы соревнования проходили по правилам армейского рукопашного боя или всестилевого каратэ «СЗ», то бойцу из школы самбо был бы засчитан нокдаун, а по правилам  Зендокай каратэ – ваза-ари. При этом боец из школы Зендокай каратэ, который объективно нанес сопернику больший ущерб и бесспорно был сильнее, одержал бы заслуженную победу.

Что можно сказать по этому поводу? Вспомнить старую русскую поговорку: «Если бы да кабы, да во рту росли грибы – был бы не рот, а целый огород». Если бы поединки проводились по правилам армейского рукопашного боя, всестилевого каратэ или Зендокай каратэ, то представитель школы самбо не выбирал бы такой метод защиты и вообще ведения поединка. Другого не доказано. Существует лишь то обстоятельство, что все были ознакомлены с правилами проведения соревнований по боевому самбо и по этим правилам победил боец школы самбо.

Тех, кто пытается оценивать правила проведения соревнований по боевому самбо или какого-либо другого единоборства на предмет их соответствия критерию Будо, я просил раскрыть смысл того, как они понимают этот критерий. И получил, по моему мнению, только один аргументированный ответ: «Участник соревнований, который объективно сильнее и не нарушает правила проведения соревнований – должен победить. Другими словами, правила проведения соревнований должны однозначно позволять побеждать объективно сильнейшему участнику, соблюдающему эти правила».

Когда я высказал мнение, что именно соревнования позволяют объективно определить сильнейшего участника, оппоненты просто засыпали меня доводами относительно критериев определения сильнейшего бойца. Я считаю их субъективными. Например, наиболее часто повторяющийся довод: «Объективно сильнейшего бойца позволяют определить правила проведения соревнований, в которых меньше всего запрещенных приемов и, соответственно, именно такие правила в большей степени соответствуют критериям Будо. Иными словами, чем меньше запретов в правилах – тем более они соответствуют критериям боевого искусства». Или: «Если в поединке между бойцом А и бойцом Б без нарушения правил побеждает боец А, то в реальном бою без оружия между бойцом А и бойцом Б и в тех же условиях что на соревнованиях – вероятнее всего победит боец А. Он и является объективно сильнейшим. Именно такие правила проведения соревнований по единоборствам соответствуют критериям Будо. Или: «Если «на улице» боец А побеждает бойца Б, то в соревновательном поединке, которые соответствуют критериям Будо, вероятнее всего должен победить именно боец А».

По моему мнению, указанные критерии являются субъективными. Но я склоняюсь к мнению, что чем меньше ограничений в правилах проведения соревнований по единоборствам, тем меньше вероятность проиграть в результате их нарушения или необъективного судейства. Соответственно, самой объективной победой следует считать явное преимущество, при котором соперник временно теряет возможность защищаться (нокдаун, ваза-ари), а так же невозможность соперника защищаться или признание соперника себя побежденным (нокаут, иппон). Поэтому правила, в которых возможность победить как-то по-иному, чем посредством оценок, соответствующих оценкам ваза-ари или иппон, сведена к минимуму, следует относить к числу наиболее соответствующих критериям Будо, настоящего боевого искусства.

Такой взгляд представляется субъективным, потому что, как показывает практика проведения самых жёстких соревнований, время поединка всегда заканчивается, но при этом не всегда возможно выявить победителя по критериям оценок ваза-ари или иппон. Поэтому необходимы ещё и другие оценки преимущества одного бойца над другим, которые, даже если и будут зависеть от степени реального ущерба или (в случае мягкого ковра или татами, а также в случае наличия защиты) от степени возможного ущерба – в любом случае будут также зависеть от субъективного мнения судей. Поэтому, для объективного выявления победителя так же важно, чтобы состояние духа судей и их профессионализм позволяли им правильно оценивать поединок.

Но самым важным является вывод, который касается бойцов. Использование возможности участия в соревнованиях с иными, непривычными, критериями победы, воспитывает волю спортсмена и существенно повышает его потенциал. Результатом становится более разнообразный арсенал и психологическая готовность к принятию непривычных решений.  Кроме того, умение не просто «выжить», но собраться и победить в неизвестных условиях по неудобным стесняющим правилам – это шаг к умению не сдаваться, а побеждать в любых обстоятельствах, которые может предоставить жизнь. Может именно этот маленький шаг в «неизвестность» для кого-то станет первым настоящим шагом в боевых искусствах (в Будо).


Виталий Колодяжный,
Россия, Хабаровск

Exit mobile version