Site icon Будо Глобал

Пенчак силат: интервью с мастером Джейком Ричтером, президентом ассоциации спортивного пенчак силата США

Наш региональный шеф-редактор Ярослав Ляшенко выступил в новой для себя роли — в качестве корреспондента. С его помощью мы представляем вам довольно таки редкий для нашей страны вид единоборств — пенчак силат. Таково название национального боевого искусства Индонезии. Стоит отметить, что оно является общим для индонезийских и малайских боевых искусств, объединяя несколько сот различных стилей и включая в себя два основных раздела — бой без оружия и бой с оружием. Итак…


Корреспондент (К): Здравствуйте, уважаемый Мастер! Мы очень рады, что у нас есть возможность провести с вами беседу, и благодарим вас, что согласились ответить на наши вопросы. Расскажите, пожалуйста, об истории развития этого единоборства…

Джейк Ричтер (ДР): Как и у практически всех боевых искусств, в основе нашего вида единоборств тоже лежит легенда, которая гласит, что создательницей пенчак силат была крестьянка с острова Суматра. Согласно преданиям, она как-то наблюдала за боем между тигром и обезьяной, во время которого оба участника схватки продемонстрировали настоящее мастерство и целый каскад приёмов нападения и защиты. Вернувшись домой, женщина встретила разгневанного мужа. Он был недоволен тем, что её долго не было и что она не выполнила домашнюю работу. Муж хотел наказать женщину, но та вспомнила, как вели себя животные во время схватки. Применяя запомнившиеся ей техники, она сумела дать мужу достойный отпор. Легенда говорит о том, что супруги помирились и создали единоборство «Силат».

Археологические исследования подтверждают, что этот вид борьбы действительно зародился на Суматре во времена империи Сривиджая, а затем достиг острова Ява, являвшегося в тот период центром религий и просвещения, и ставшего одним из самых посещаемых. В то время были налажены торговые отношения с Японией, Окинавой и Китаем, и в результате пенчак стал распространяться не только по региону, но и синтезировал черты японских и китайских боевых техник.

Древние рукописные тексты народа Минангкабау, посвящённые пенчак силату, датируют его ещё десятым веком нашей эры, и к 1300 году он уже полностью сформировался и стал известен по всей Малайзии. Следует отметить, что с того времени пенчак силат практически не изменился, благодаря чему он интересен и самобытен.

К: Скажите, чем пенчак силат отличается от других видов единоборств?

ДР: Я сейчас скажу, наверное, крамольную вещь. Понимаете, все боевые искусства не могут быть не похожи друг на друга. В технике любого из видов при выдохе производится атакующее движение — будь это удар, бросок или силовое выполнение захвата или залома, а вдох — при защитном движении. Попробуйте ударить на вдохе — сильно не получится.

Но отличия, конечно, есть. Например, в тактике проведения боя. Из наиболее распространённых в нашем боевом искусстве:

«Кобра» характеризуется описы­ванием кругов возле соперника при постоянных внезапных (как у кобры) бросках серией взрывных атак руками 4 и ногами, с быстрыми отступлениями после каждого выпада. Атаки проводятся в разные уровни — к примеру, вначале следует атака ногой в пах либо в ногу сопер­ника, а затем рукой поражают глаз или горло; по-змеиному — атаки «хвостом или головой». Оборона тоже построена по «змеиному» прин­ципу — отступление зигзагом с линии атаки, не дающее противнику «прицелиться».

«Кобра»

«Удав» — делается упор на захвате и удержании ног, корпуса или шеи противника за счёт обвивания одной или обеими ногами.Дальше идёт мгновенное скручивание, которое приводит к перелому конечности, и завершающая атака на добивание.

«Удав»

Наверное, самая экзотичная тактика носит название «тигр». При её выборе боец становится на четыре опоры, уходя вниз, и наносит точные и сильные удары по ногам, в пах и другие части тела, которые окажутся в зоне поражения.

«Тигр»

Важно и направле­ние взгляда — мы стараемся не смотреть в глаза «жертвы». Это часто приводит соперника в замешательство.

Всё вышеописанное требует, я бы сказал, расширенного арсенала. Вы можете заметить здесь элементы и карате, и тхэквандо, и вьетводао и ушуистких школ, и многого другого. Даже капоэйры! Это многократно усиливает боевые возможности нашего вида, в том числе и для реальной боевой схватки.

К: Как у вас проходят поединки? Есть ли какие-то соревновательные правила?

ДР: Пенчак силат давно уже начал своё победное шествие по миру. И как вы понимаете, без правил, без спортивной, и прямо скажем, «щадящей» версии, этого не могло бы произойти. Для любой федерации вопрос массовости самый важный и напрямую связан с её доходами. К тому же далеко не все готовы и не все хотят становиться профессионалами, неся неизбежные потери для своего физического здоровья. Поэтому современные правила позволяют проводить поединки без особого вреда для спортсменов.

Стоит также упомянуть, что спортивный силат характеризуется своими спортивно-оздоровительны­ми аспектами. Турниры устраива­ют­ся как в виде поединков, так и в виде командных и индивидуальных демонстрационных соревнований, а также показательных выступлений, тоже оцениваемых судьями. Естественно, что из спортивной версии выве­дены наиболее травматичные техники, не допускаются болевые зах­ваты и удушения, хотя все движения проводятся на высокой скорости и в полный контакт — например, в корпус.

К: Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что из себя представляет ваша организация, сколько в ней членов. Когда мы беседовали с вами в последний раз, вы были президентом UTAMA International — Международной Ассоциации Объеди­нённых Учите­лей Бое­вых Искусств. Сейчас вы президент Ассоциации спортивного силат США. Как вы пришли к этому?

ДР: В 2019 году я был назначен президентом Ассоциации спортивного силата США, руководящего органа пенчак силат в Америке, а годом позже был избран президентом континентальной федерации пенчак силат Америки. Мы управляем всем западным полушарием, 44 олимпийскими странами. Я всё ещё являюсь президен­том UTAMA, некоммерческой орга­ни­зации, которая использует боевые искусства как средство помощи сообществам.

Мастер Джэйк Ричтер в гостях у Международного центра боевых искусств «Синтез». Ростов-на-Дону, декабрь 2013 года.

К: В нашей последней беседе вы говорили нам о том, что индонезийские мастера или гуру не хотят, чтобы силат становился спортом. Что изменилось?

ДР: Сейчас мы прилагаем массу усилий, чтобы включить традиционный пенчак силат в официальные правила — этот вид спорта теперь не только элегантный и традиционный, но и становится конкурентоспособным на уровне мирового класса.

К: Глава вашего собственного стиля пенчак силат — Инти Омбак, гуру Даниэль Прасета является главным тренером сборной США по пенчак силат. Как это помогает развитию вашего собственного стиля?

ДР: Мы стараемся, чтобы наше сообщество гуру было отделено от американского пенчак силата. USSSA открыта для всех стилей пенчак силат, и теперь другие боевые искусства присоединились к нашим соревнованиям в соответствии с правилами IPSF-PERSILAT, так что у нас есть захватывающий продукт, который мы можем показать миру. У нас есть исследования, которые показывают, что все учителя, которые добавят спорт в свою школу, увидят увеличение числа учащихся минимум на 20%.

К: Что вы думаете об аполитичном подходе в спорте и боевых искусствах?

ДР: Аполитичность очень важна. У меня, например, есть диплом специалиста по политологии, и это во многом помогает. К сожалению, управление спортом сильно политизируется, но это не наши игры. Мы должны оставаться верными нашим ценностям в боевых искусствах и сохранять их для честной и безопасной конкуренции. Очень важно сохранять отношения. Когда наступит мир, а он обязательно наступит, надо быть к этому готовыми.

К: В пенчак силат есть любительские и профессиональные правила, также самооборона — что общего между ними? Пенчак силат всегда выглядит как пенчак силат?

ДР: Мы надеемся, что единственное различие заключается в разрешённых «целях» на противнике. А спортсмен, как опытный мастер боевых искусств, может приспособиться к поставленному перед ним правилу.

К: Представители других стилей боевых искусств часто участвуют в турнирах по пенчак силат?

ДР: Турнир USSSA Open Circuit проводится 3 раза в год, он открыт для всех стилей боевых искусств.

К: Что делает пенчак силат уникальным как вид спорта и направление боевого искусства?

ДР: Пенчак силат использует собственные принципы, полагаясь на стра­тегии снижения энергозатрат, но при этом оставаясь эффективным. Этот вид боевых искусств сохранился в чистом виде в Индонезии, поэтому есть много жизненных уроков, которые сопровождают то, что мы называем «развитием воина».

К: Мы рады, что в 2013 году с помощью UTAMA International мы смогли организовать первый семинар по пенчак силат Инти Омбак в России, в Ростове-на-Дону, в нашей школе «Синтез». С тех пор прошло десять лет… Вы планируете снова посетить Россию?

ДР: Да, мы планируем посетить нашу большую семью боевых искусств в России. Надеюсь, что в следующем 2024 году всё получится.

К: Напоследок несколько слов или пожеланий всем любителям боевых искусств в России.

ДР: Боевые искусства помогут всем их практикующим стать, во-первых, человеком, который может защитить себя и семью; во-вторых, человеком, который знает, как ставить цели и достигать их в жизни.

Продолжайте усердно тренироваться! И до встречи в России!

Exit mobile version