Источники современного отечественного боевого искусства
Как и у других народов мира, у народов, населявших территорию нашей страны с незапамятных времен, существовали свои традиции боевого искусства, основанного на использовании физических возможностей бойцов. Исторические факты красноречиво говорят о том, в этом искусстве наши далекие предки достигли больших высот. Например, в 1240 году русское войско под началом князя Александра Ярославича одержало очень значимую победу – разбило войско шведов, высадившихся в устье Невы [1]. Основой этого успеха, наряду с полководческим талантом князя Александра, вошедшего в историю под именем Невский, конечно же явилось ратное искусство русских воинов, не уступивших в мастерстве владения холодным оружием тех времен: копьем, мечом, луком профессиональным шведским воинам.
В 1380 году русское войско, собранное Великим князем Московским и Владимирским Дмитрием Ивановичем с целью противостоять нашествию хана Мамая, в жестокой битве одержало победу над татаро-монгольским войском. И здесь, важнейшим фактором победы несомненно явилось воинское искусство русских [2].
Дальше, вплоть до Великой Отечественной Войны, история нашей страны не раз была отмечена славными победами русской армии, которая часто побеждала тогда, когда, казалось, победить было нельзя. Достигались эти победы с одной стороны талантами военачальников, а с другой, личным мужеством солдат и офицеров, а также их мастерством вести бой как с оружием, так и врукопашную.
В послевоенные годы, искусство рукопашного боя, казалось бы, оказалось «в тени» мирных видов спорта, и культивировалось в относительно узких кругах сотрудников силовых структур. Но в конце 90-х годов прошлого столетия русское боевое искусство снова начало обретать популярность среди широких слоёв населения. И толчком тому, как ни странным это может показаться, явилось широкое распространение восточных боевых искусств.
Восточные боевые искусства в Советском Союзе
В советский период, в качестве единственного вида боевого единоборства, имевшего в том числе и прикладное значение, т. е., потенциально применимого в реальном конфликте, в нашей стране развивалось самбо. Но, все же, большую популярность оно завоевало не как прикладное, а как спортивное единоборство, с преобладанием характерной борцовской техники, очень похожей на технику дзюдо. Прикладная же составляющая самбо, как было отмечено выше, для большинства граждан была закрыта.
Поэтому, в конце 70-х, когда на фоне существовавшего вакуума в сегменте единоборств, в арсенал которых входит ударная техника, карате получило очень большую популярность. Особая притягательность этого вида основывалась на том, что карате формировало у занимающихся образ сильных людей, способных защитить себя и близких в критических ситуациях.
Не успела схлынуть волна карате, как появилось, и тоже стало популярным китайское боевое искусство ушу. Благодаря очень разнообразной технике и направленности школ (гимнастического уклона, оздоровительных, прикладных), оно сразу завоевало поклонников из числа самых разных слоев общества.
В конце 80-х в страну проникло корейское тхэквондо в версии ITF (северокорейский вариант) и тоже начало набирать популярность, как вид боевого единоборства с очень развитой ударной техникой ног. Чуть позднее начало распространяться тхэквондо в версии WTF южнокорейского происхождения.
Таким образом, к началу 90-х годов ХХ-го века наша страна познакомилась практически со всем спектром мировых боевых искусств, и создалась предпосылка к тому, чтобы поклонники боевых искусств обратили свой взор к отечественной боевой традиции.
Возникновение и развитие современных школ отечественных боевых искусств
Действительно, только с начала 90-х годов прошлого века широкой публике стала доступна информация об отечественных школах боевых искусств. Вопрос, откуда они взялись? Ведь случаев, прямой преемственности современных школ от своих давних первоисточников, как это можно наблюдать в странах востока, не описано.
Можно выделить несколько путей происхождения школ, так или иначе связывающих себя с отечественной боевой традицией.
В первую очередь, отметим путь создания школы на основе сбора и обобщения уцелевших традиций. Известны случаи, когда отдельные энтузиасты по крупицам собирали знания, касающиеся русских боевых искусств, систематизировали эти знания, прорабатывали методические аспекты, и, в конечном счете, создали то, что можно называть школами боевых искусств. В качестве примеров можно привести следующие.
В Санкт Петербурге еще существует коллектив под руководством Андрея Вадимовича Грунтовского, который занимается изучением и популяризацией стиля русского кулачного боя под названием «скобарь» [3].
Из личной беседы с руководителем школы Андреем Вадимовичем Грунтовским еще в начале 90-х, автору данной статьи стало известно, что его отец, В. И. Грунтовский, служа в армейской разведке, получил подготовку по рукопашному бою, в основе которой лежали традиции русского кулачного боя. Впоследствии он систематизировал и переработал накопленный материал, и сделал акцент на фольклёрно-этнографической направленности школы, отыскивая носителей традиций кулачного боя, и перенимая их навыки. А затем передал свой накопленный опыт сыну.
Другой подобный пример. Александр Александрович Шевцов исследовал традиции русского кулачного боя в районе верхнего Поволжья, по его словам, идущие еще от скоморохов. Как он сообщает, ему удалось застать в живых и поучиться у ряда пожилых уже носителей данного опыта [4]. В результате он воссоздал школу русского боя на любки.
В названии данной школы ударение делается на последнем слоге, а само название несет смысл того, что дерутся они «на любки», то есть мягко, в противовес драке «на зверки» – жестко и грубо.
Данная школа отличается тем, что имеет свою терминологию, свою модель структуры тела человека, и, в целом несет некий элемент эзотерики. В настоящее время, наиболее активно данную традицию, объединив ее с московско-тверской традицией русского боевого искусства продвигает Алексей Григорьевич Гудков. Свою школу он назвал Школа Воинских традиций «Школа Любков». Отделения её работают в ряде городов России.
Поскольку, как уже было отмечено выше, прямой передачи школы как комплекса оригинальной техники, методики и идеологии, как в вышеописанных, так и в других подобных случаях не происходило, говорить о «чистоте» традиции сложно. Данный факт лежит в основе критики со стороны противников признания существования аутентичных отечественных боевых искусств, которые утверждают, что техника большинства школ русского боевого искусства является компиляцией техники восточных единоборств. Но это вопрос отдельной дискуссии.
Следующий путь создания современных школ русского боевого искусства – это путь реконструкции. В качестве яркого примера здесь можно привести созданную Александром Константиновичем Беловым еще в начале 80-х годов прошлого века школу славяно-горицкой борьбы [5].
А к началу 90-х, когда популярность боевых искусств была очень высокой, данная школа уже имела широкий круг последователей по всей стране. Причиной такой популярности, очевидно являлось то, что данная школа, значительно отличаясь техникой от восточных боевых искусств, имела свою замысловатую терминологию, идеологически опиралась на русские традиции, и получила хорошую поддержку средств массовой информации.
Но всё же необходимо отметить, что преобладающее большинство школ русского рукопашного боя, а именно этот термин в настоящее время стал наиболее популярным применительно к школам отечественного боевого искусства – это авторские школы. В данном случае авторы не опираются на какую либо конкретную традицию, а на основе накопленного ранее опыта в каком либо конкретном виде, или ряде видов известных единоборств, предлагают свое видение решений проблем рукопашного боя.
Одной из первых таких школ является появившаяся в начале 90-х школа Алексея Алексеевича Кадочникова. Данная школа имеет выраженную военно-патриотическую идеологию. А кроме того, как декларируют ее последователи имеет опору на науку (механику). Данная школа получила хорошую информационную поддержку, и, на фоне отсутствия в те годы других подобных прецедентов, очень большую популярность.
Одним из основных декларируемых достоинств системы Алексея Алексеевича Кадочникова, по заявлениям её автора, в частности, является ее высокая боевая эффективность, позволяющая побеждать противника используя лишь незначительную часть собственных усилий [6]. По этой причине автор сразу же попал под прицел критики как со стороны приверженцев восточных единоборств, так и со стороны других отечественных специалистов в области боевых единоборств, и авторов собственных систем рукопашного боя. Эта полемика продолжается, и по сей день.
В качестве примера интересной авторской системы рукопашного боя можно привести «Систему Центр» Александра Ивановича Скудного. Автор системы бывший спецназовец, а в последующем, начальник службы безопасности одного из популярных ночных клубов в городе Находка.
Система чисто прикладная, и основная ее направленность – бой в тесном пространстве. Александру Ивановичу Скудному удалось разработать действительно оригинальные способы болевого воздействия на противника, не похожие на те, что используются в известных восточных единоборствах, таких как дзюдо, айкидо, джиу джитсу.
Другим примером оригинальной отечественной системы может служить разработанная Юрием Викторовичем Фединым «Система волнового боя», впоследствии переименованная в СКАНФ. Пожалуй, наиболее яркой авторской находкой, нашедшей воплощение в данной системе, является способ безоборотного метания ножа (и других острых) предметов. То есть при метании оружие не вращается, а летит острием вперед. В основе техники подобного метания лежит выполнение быстрых, малозаметных волнообразных движений тела, в результате которых кисть, в которой находится нож, получает большое ускорение, и передает его последнему. Информация также была получена при личных встречах автора с Ю. В. Фединым. К сожалению, Юрий Викторович Федин скончался в апреле 2015 г.
Говоря об авторских школах, следует отметить и такое явление. Среди сообщества людей, серьезно занимающихся боевыми искусствами, присутствуют и те, кто накопив определенный опыт в практикуемом ими виде, не ограничиваются строгим следованием канонам школы, а предлагают свое оригинальное видение исполнения техники, или свои решения определенных задач поединка. Таким образом, оставаясь в русле практикуемой школы, они, тем не менее, являются новаторами, обогащающими отечественное боевое искусство, поскольку мы говорим о наших соотечественниках.
Перспективы развития современных школ отечественного боевого искусства
Отечественное боевое искусство в современном его воплощении очень молодо. В своем развитии оно сильно отстает от ставших сейчас наиболее популярными в мире восточных единоборств, многие из которых по «возрасту» перешли вековой рубеж. За это время ими были правильно выверены ориентиры развития и способы распространения.
Быстрый рост популярности карате был связан с модернизацией традиционных боевых искусств Японии под веления времени, произведенной в начале ХХ-го века. Тогда японским сенсеям удалось создать образ боевого искусства, гармонично сочетающий в себе брутальность, необходимую для создания у занимающихся ощущения приобщенности к самурайскому воинскому духу, и утонченность, определяемую этикетом. Этот характерный этикет призван жестко, но не навязчиво задавать необходимую психологическую атмосферу на занятиях.
Восточные школы продолжили декларировать цель занятий как овладение искусством воина, но при этом отошли от обучения способам решения задач реального боя, подменив их решением задач поединков на татами. Это позволило перевести энергию занимающихся в соревновательную плоскость, что невозможно при чисто прикладной направленности занятий. Ведь последняя, не позволяет в необходимой мере регламентировать действия бойцов, и как следствие – неизбежный риск травм. При спортивном же подходе есть четкие правила, запрещающие наиболее опасные действия, поэтому, травмы удается минимизировать.
Кроме того, по нашему мнению, большим достижением восточных единоборств является внедрение в практику обучения системы градаций уровня мастерства занимающихся. В японских боевых искусствах, к примеру, она основана на ученических разрядах – КЮ, и мастерских разрядах – ДАНах. Данная система, во-первых, структурирует процесс обучения, позволяя четко следовать программе школы, во-вторых, создает у занимающихся дополнительную мотивацию к занятиям. Не говоря уже о том, что подготовка к очередному экзамену, и его сдача, создают особый эмоциональный фон.
Что касается отечественных направлений боевых искусств, то здесь ситуация несколько иная.
По нашим наблюдениям, возникшие у нас в стране за последние десятилетия многочисленные спортивные (соревновательные) версии рукопашного боя, не отличаются индивидуальностью. Их техника по большей части представляет собой смесь ударной техники похожей на боксерскую с борцовской техникой, иногда с включением ударов ногами.
В подобной слабо выраженной индивидуальности проявляется отставание современных версий рукопашного боя от восточных единоборств, где вопросам индивидуальности и зрелищности придается большое значение. В частности, бои в бесконтактном карате, наряду с характерным рисунком техники, отличаются высокой динамикой. В кекусинкай карате, напротив, делается акцент на силовом моменте. В тхэквондо же, акцент делается на ударную работу ног и т.д. Индивидуальность, зрелищность, и четкий выбор своей «ниши на рынке» у восточников налицо.
Если рассмотреть современные авторские школы рукопашного боя, то можно отметить, что большинство их имеет выраженную прикладную направленность. С одной стороны это хорошо, так как позволяет им называться школами рукопашного боя в прямом смысле, и в значительной мере сохранять индивидуальность, определяемую двигательными предпочтениями авторов. Но, с другой стороны, акцент на реализм не позволяет проводить соревнования, со всеми вытекающими последствиями.
Отсюда выводы. Во-первых, за тридцать лет развития наших школ они не сумели достигнуть гармонии между компонентами своей направленности, так, как это получилось у наиболее популярных школ восточных единоборств.
Во-вторых, результат наблюдения за развитием наших авторских школ, указывает на отсутствие у большинства из них программ обучения и систем градации уровня мастерства занимающихся, о несомненной пользе которых было отмечено выше.
Но есть основания полагать, что не все так плохо. Исследования школ отечественного боевого искусства, проводимые нами в рамках деятельности экспертно-аналитического совета при общественной организации «Международный союз русского рукопашного боя», позволяют сделать вывод о том, что земля наша полна талантами, и в развитии прикладных направлений, возможно, мы даже лидируем. Этот вывод был сделан на основе заслушанных докладов авторов собственных систем рукопашного боя и последующих дискуссий присутствовавших специалистов.
Здесь можно упомянуть доклады авторов: школы «Мако» Арсена Георгиевича Меликджаняна, системы «Центр» Александра Ивановича Скудного, школы СКАНФ Юрия Викторовича Федина, одноименной школы Игоря Васильевича Зайчикова, и целого ряда других специалистов.
Поэтому, хочется надеяться на то, что раз представителям восточных единоборств на основе прикладной техники удалось создать популярные массовые виды мирового масштаба, то с опорой на наши отечественные боевые традиции, и при использовании современных разработок, касающихся искусства движения, мы тоже сможем достигнуть весомого результата.
Автор: Александр Александрович Половинкин, кандидат педагогических наук
Россия, г. Москва
Список использованной литературы:
- Дмитриев Л.А. Сказания и повести о Куликовой битве/ Л.А. Дмитриев, О.П. Лихачева.- Л.: Наука, 1982.
- Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской/ Ю.М. Лощиц.- М.: Молодая гвардия, 2019.
- Грунтовский А.В. Русский кулачный бой. История, этнография, техника/ А.В. Грунтовский.- СПб, 1993.
- Шевцов А.Русский бой на любки/ А. Шевцов.-Иваново: Роща академии, 2007.
- Белов А. Славяно-горицкая борьба. Изначалие/ А. Белов.-М.: МПТП Восход, 1993.
- Кадочников А.А. Русский рукопашный бой. Научные основы/ А.А. Кадочников.- М.: Грааль, 2003.