Site icon Будо Глобал

Кинематограф Советского Союза и России: боевые киноэпизоды в фильмах советского периода

Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается фрагмент книги Джахангира Шахмурадова под рабочим названием «Путь карате на одной шестой части суши. Прошлое, ставшее настоящим». Надеемся на скорый выход этого, безусловно, интересного для самого широкого круга читателей, исследования.
На страницах журнала мы уже представляли Шахмурадова — мастера, взявшего на себя тяжёлую ношу беспристрастно рассказать об истории карате в Советском Союзе, в России и в бывших союзных республиках. Повторимся — Джахангир первый в СССР спорт­с­мен, получивший звание мастера спорта по карате, ученик легендарного Алексея Штурмина. Человек энциклопедических знаний, имеющий несколько высших образований — в том числе, и по режиссуре.


Джахангир Шахмурадов
Москва, Россия

Официальная история советского кинематографа началась 27 августа 1919 года, когда Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России — впоследствии этот день стал отмечаться как День кино. На территории большой страны планомерно и последовательно открывались киностудии, каждая со своей спецификой и направленностью.

Для современного отечественного кинозрителя советский кинематограф (как, впрочем, и западный) — совершенно неизученный и малознакомый мир с очень интересными находками, блестящими работами кинорежиссёров и представителей отечественной школы актёрского мастерства.

Советский кинематограф — это было кино мирового уровня. У старшего поколения, родившегося и жившего в советской России, сохраняется глубокая ностальгия по фильмам того периода, в сравнении с западной продукцией, с их «стрелялками» и обделёнными примитивными сюжетами. К сожалению, за всю историю советского, а затем и российского кинематографа фильмов непосредственно о боевых искусствах снято не было. В основном в картинах присутствовала (в большей или меньшей степени) постановка боевых киноэпизодов, драк с применением прикладных техник единоборств. Следует отметить (и для многих это может стать откровением), что в советское время свою лепту в этом направлении внесли киностудии республик Средней Азии — «Узбекфильм», «Таджикфильм», «Киргизфильм», «Казахфильм». Здесь была выпущена целая плеяда очень добротных, интересных и качественных фильмов, в том числе, и в жанре боевиков и детективов. Это были фильмы о борьбе с басмачами в период установления советской власти в регионе, о войне в Афганистане, охране государственных границ.

Многие из этих картин снимались по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, где наравне с национальными актёрами принимали участие известные артисты из Москвы, Ленинграда, а также, Украины, Белоруссии и прочих республик некогда огромной советской страны. О наиболее интересных работах и пойдёт речь далее.

«В зоне особого внимания»

«В зоне особого внимания»

В 1977 году в прокат вышел фильм режиссёра Андрея Малюкова «В зоне особого внимания» — первая часть остросюжетной дилогии, снятой по сценарию Евгения Месяцева. Сюжет повествовал о военных учениях советских десантников, о настоящих мужчинах в голубых беретах, которые демонстрировали в фильме приёмы карате и рукопашного боя. В фильме снимались известные актёры Борис Галкин, Михай Волонтир, Анатолий Кузнецов и др.

Картина имела большой успех у молодёжи, ставший для неё ярким примером для подражания. Из достоверных источников известно, что после его выхода в прокат конкурс в Рязанское десантное училище вырос в разы — все мальчишки хотели стать такими же «крутыми парнями», как десантники.

Фильм получил главный приз за режиссуру на фестивале молодых кинематографистов студии «Мосфильм» (1977 год); главный приз на фестивале молодых кинематографистов Москвы, посвящённый 69-летию комсомола (1978 год). Серебряная медаль имени Александра Довженко присуждена режиссёру, сценаристу, оператору, актёрам Борису Галкину и Михаю Волонтиру (1978 год). В 1980 году Евгений Месяцев за свой сценарий был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.

Интересные факты

Одна из сюжетных линий в фильме была построена на основе реального случая, когда во время проходивших военных учений офицер и прапорщик с двумя солдатами обезвредили банду рецидивистов, бежавших из колонии.

Драматург Евгений Месяцев в молодые годы учился в военно-морском авиационном училище, затем окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Работая в шестидесятые годы военным корреспондентом газеты «Известия» и спецкором журнала «Смена» он сделал об этом инциденте блестящий репортаж. Спустя годы эту историю он использовал при написании киносценария про десантников.

Будучи давно знакомым с генералом (и основателем) ВДВ Василием Филипповичем Маргеловым он поделился с ним своей задумкой и дал для прочтения сценарий. Маргелов, которому идея очень понравилась, обратился с письмом и предложением снять фильм о десантниках к секретарю Союза кинематографистов СССР Григорию Наумовичу Чухраю. Параллельно Евгений Месяцев представил сценарий на «Мосфильм», который, вскоре после утверждения на художественном совете, был запущен в кинопроизводство. Сам Василий Маргелов принимал участие в фильме в качестве военного консультанта.

На этапе подготовительного периода Месяцев вместе с Маргеловым предложили своему старому другу Алексею Штурмину принять участие в съёмках этого фильма. К сожалению, из-за травмы колена Алексей вынужден был отказаться, но в свою очередь рекомендовал старшего тренера и учеников школы «СЭН’Э» — Тадеуша Касья­нова, Валерия Басалаева, Виктора Денисова, Юрия Чернова и Виктора Смекалина.

Начиная с мая месяца большая часть фильма снималась в лесах Литовской ССР, в расположении крупнейшего 242-го учебного центра воздушно-десантных войск, в районе Гайжюная. Военное руководство дивизии, по личному распоряжению генерала Маргелова, оказывало съёмочной группе всестороннюю помощь и поддержку.

В лесу, в перерывах между съёмками или во время вынужденного простоя, инструкторы московской школы организовывали тренировки, на которых делились своими навыками с актёром Борисом Галкиным и офицерами–десантниками. Последних, часто упражнявшихся в метании ножей, крайне впечатлило грозное метательное оружие, которое им демонстрировал Касьянов — металлические пластины («русский сюрикен»).

В мае того же года Роман Стёпин, ученик школы «СЭН’Э», был призван для прохождения военной службы в ряды ВС СССР. По распределению он попал именно в эту дивизию, в разведроту 226-го полка. В те годы командиром учебного парашютно-десантного батальона 44-й учебной воздушно-десантной дивизии был капитан Павел Сергеевич Грачёв, будущий министр обороны Российской Федерации. Здесь Роман познакомился со старшиной Юрием Кутырёвым, проходившим службу в учебной части медико-санитарного батальона, на базе которой находился спецкласс по подготовке инструкторов по рукопашному бою и карате. Вместе с командиром части, майором Виктором Осовским, они проводили тренировки с личным составом и курсантами, а также готовили программу показательных выступлений. Занятия военнослужащих регулярно посещал и Павел Грачёв.

В период работы над фильмом члены съёмочной группы жили в гостинице в Каунасе и каждый день выезжали на автобусах в деревню Гайжюнай. В один из дней к Касьянову обратились сотрудники республиканского КГБ с предложением проводить с ними тренировки по карате. Несколько занятий Касьянов успел провести, но свободного времени у него практически не было, поэтому он рекомендовал для этого Романа Стёпина.

Все два года службы в армии Роман получая увольнительные уезжал в Каунас, где тренировал сотрудников госбезопасности на их базе, в здании, где во времена Великой Отечественной размещалось немецкое гестапо.

Юрий Кутырёв через полгода демобилизовался. Вернувшись на «гражданку» он переехал в Москву и по рекомендации Стёпина продолжил занятия уже в школе «СЭН’Э» на «Маяковке».

Актёр Борис Галкин для более глубокого вживания в роль два месяца жил в десантной разведроте по полному распорядку военнослужащих. Все сложные трюки в фильме, связанные с десантированием и затяжными прыжками, выполняли не актёры, а профессиональные парашютисты.

На этапе монтажного периода действовала строгая военная цензура. Много отснятого материала не попало в фильм по соображениям секретности, включая несколько зрелищных авиационных сцен. Плёнки с этим материалом были утилизированы. Кроме того, из главного политического управления Советской Армии на Мосфильм пришло письмо, в котором говорилось о том, что в военном ведомстве считают несвоевременным выход картины, прославляющей вооружённые силы, поскольку он будет на руку противникам разрядки международной напряжённости. К счастью, «перестраховщиков» удалось переубедить, и фильм всё же попал в широкий прокат на экраны страны.

Авиационные сцены снимались на военном аэродроме Витебск–Северный в Белоруссии. Командующий военно-транспортной авиации (ВТА) выделил для съёмок витебский полк.

По воспоминаниям режиссёра Андрея Малюкова, из фильма пришлось вырезать большую часть эпизода взлёта Ил–76 — на тот момент совсем новые самолёты, которые только начали массово поступать в ВТА. Это была самая масштабная сцена фильма. Сначала загружался десант — техника, машина за машиной, весь личный состав. Затем с аэродрома начался взлёт — и это было грандиозное зрелище, просто мощь!

Но тут вновь вмешалась цензура: военно-транспортные самолёты для маскировки под гражданские были выкрашены в ливрею «Аэрофлота». Демонстрировать, что войска используют якобы гражданские самолёты, было строго запрещено, не помогли даже разрешения со стороны командующих ВДВ и ВТА. На одном из самолётов можно рассмотреть регистрационный номер. Чтобы хоть как-то оставить самолёты в фильме цеху комбинированных съёмок пришлось вручную замазывать надпись «Аэрофлот» и другие опознавательные знаки. Впрочем, часть ливреи всё равно было видно…

«Точка отсчёта»

«Точка отсчёта»

Кинокартина был снята в 1979 году. Режиссёр Виктор Туров, сценаристы Владимир Акимов и Валентин Ежов.
В фильме снимались: Николай Кочегаров, Валерий Полетаев, Василий Петренко, Юрий Демич, Пётр Юрченков старший и другие.

Сюжет. Фильм на патриотическую тему «как армия выковывает характеры и меняет людей» — история судьбы главного героя, молодого парня Валентина Воронова. Хулиган на гражданке, одарённый прекрасными физическими данными, он, будучи призванный в армию, попадает в воздушно-десантные войска. Здесь он становится лидером среди призывников–ровесников, дослужился до звания старшего сержанта и ему доверили руководить отделением. Но когда пришло время боевых учений, скажется моральная и нравственная неподготовленность Валентина к командованию людьми.

В фильме присутствуют достаточно жёсткие сцены тренировок десантников, включая отработку приёмов самообороны. За кадром звучат песни на стихи Владимира Высоцкого в исполнении автора и Марины Влади: «Мы вас ждём» («Так случилось — мужчины ушли…»), «Затяжной прыжок» и «Песня о двух красивых автомобилях».

Фильм стал одним из лидеров проката 1980 года, который посмотрело 22,5 миллиона зрителей. На Всесоюз­ном кинофестивале в Душанбе (1980) картина получила приз и диплом «за лучший военно-патриотический фильм».

Интересные факты

Виктор Тимофеевич Туров (1936–1996) — белорусский кинорежиссёр, сценарист, театральный педагог, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Республики Беларусь. Туров включён ЮНЕСКО в число режиссёров, снявших 100 наиболее значимых фильмов мира (1994).

Учился во ВГИКе на режиссёрском отделении вместе с Ларисой Шепитько, Отари Иоселиани, Георгием Шенгелая, Ириной Поволоцкой, Баадуром Цуладзе. В прошлом — узник концлагеря под Ахеном (Германия).

Ещё на этапе рождения замысла кинопроизведения Туров, работая в тесном содружестве со сценаристом Геннадием Шпаликовым («Я шагаю по Москве»), предполагал создать трилогию о судьбах поколения шестидесятников, каждый раз перенося время действия на десять лет вперёд.

Виктор Туров: «И если в «Я родом из детства» наши герои только познают жизнь, то в последующих картинах они должны были принять на свои плечи заботы и тревоги своего неспокойного века. Тот замысел нам со Шпаликовым не удалось тогда осуществить, но думаю, что в какой-то мере я его всё же реализовал — с другими авторами, на другом материале. Ведь герои фильма «Точка отсчёта» — это как бы те самые мальчишки, только повзрослевшие на десять лет, осознавшие свою ответственность за то, чтобы трагедия Хатыни1, Хиросимы2, Сонгми3 никогда не повторилась. И не случайно рифмуются финалы этих картин».

Фильм «Я родом из детства» (1966), снятый по сценарию Геннадия Шпаликова на киностудии «Беларусьфильм» — удивительно тонкая, лирическая картина о тех, кто во время Великой Отечественной войны перенёс тяжесть утраты близких, желание мстить врагу и стремление к счастью.

В 1979 году по центральному телевидению был показан детский двухсерийный телефильм «Капитан Соври–голова» по мотивам повестей Валерия Медведева «Непохожие близнецы» и «Капитан Сорви–голова», при участии актёров Евгения Цейтлина, Ольги Гобзевой, Бориса Галкина и других. Фильм рассказывает о весёлых приключениях братьев–близнецов во время летних каникул. Один из них по характеру настоящий шкода, болтун и врун, постоянно втягивал многочисленных друзей в свои авантюры. Выходки его далеко не всегда заканчивались безобидно и брату приходилось идти ему на помощь.

В фильме есть трёхминутный эпизод, когда на берегу реки ребята по книжке «The Art of KARATE» пытались изучать технику БИ. Читая её они наткнулись на фразу: «…карате не является способом драки, это философия жизни. Нужно очистить душу от злых помыслов, чтобы открылись её секреты…»

«Пираты XX века»

ФИЛЬМ «ПИРАТЫ ХХ ВЕКА»

14 июля 1980 года в кинотеатрах страны прошла премьера остросюжетного фильма «Пираты ХХ века». Автором сценария был известный режиссёр Станислав Говорухин, а режиссёром–постановщиком Борис Дуров. В главных ролях снимались такие известные актёры, как Пётр Вельяминов (капитан сухогруза «Нежин), Рейно Арен (капитан пиратов «Мастер»), Николай Ерёменко–младший (старший механик) вместе со своим другом Талгатом Нигматулиным (пират Салех).

По сюжету на советский корабль «Нежин» с грузом опиума для фармакологической промышленности СССР нападает в океане организованная и отлично вооружённая группа морских пиратов.

Идея фильма была подсказана двумя событиями. В 1954 году советский танкер «Туапсе» был захвачен в Южно-Китайском море. Тогда был снят фильм «ЧП» («Чрезвычайное происшествие»), который стал лидером проката 1959 года. Вторым событием явилась публикация в советской печати о современных пиратах, напавших в Средиземном море на итальянский сухогруз и истребивших экипаж судна.

Съёмки фильма проводились в нескольких местах Крыма, а также в порту г. Жданов на Азовском море. Для участия в съёмках и постановки боевых сцен были отобраны несколько инструкторов Центральной школы карате: Валерий Смагин, Юрий Кутырёв и автор этих строк Джахангир Шахмурадов. На роль боцмана Матвеича был утверждён Тадеуш Касьянов.

Интересные факты

Уже на съёмочной площадке я ближе познакомился с режиссёром Борисом Дуровым и актёром Петром Вель­яминовым. Узнав о моём режиссёрском образовании они в процессе работы охотно выслушивали мои предложения по сценарию и мизансценам.

С героями фильма — актёрами Николаем Ерёменко, Талгатом Нигматулиным, Леонидом Трутневым и Нартаем Бегалиным, мы были знакомы ещё с времён работы и учёбы во ВГИКе (1969–1977). Все четверо были студентами актёрского факультета разных годов выпуска. Ерёменко и Нигматулин учились в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой на одном курсе вместе с четырьмя Натальями — Бондарчук, Гвоздиковой, Аринбасаровой и Белохвостиковой, и окончили институт в 1971 году.

На съёмках «Пиратов XX века»: Смагин, Шахмурадов, Кутырёв

Насколько мне известно, уже в то время Ерёменко и Нигматулин пытались самостоятельно осваивать по книжке технику карате. Позднее, в конце 70-х, когда Талгат Нигматулин учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров при Госкино СССР, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов познакомили его с Алексеем Штурминым. После этого Талгат начал заниматься карате в группе у инструктора Виктора Смекалина и через некоторое время даже сдал экзамен на уровень красного пояса. Одновременно он делился приобретёнными навыками с Николаем Ерёменко и на съёмочной площадке они смогли убедительно их демонстрировать. Следует отметить, что большое количество удачно снятых боевых сцен не были включены в фильм во время окончательного монтажа.

В виду того, что в картине было много сцен насилия и жестокости, так несвойственных советскому кинематографу, киношное начальство, перестраховавшись, до поры до времени решило положить фильм «на полку». Поговаривали, что фильм очень понравился главе государства — Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу. Вполне возможно, что именно по этой причине он и был выпущен в прокат без задержки. В год премьеры фильма его посмотрели около 90 миллионов человек! В том же году на 13-м Всесоюзном кинофестивале в Душанбе кинокартина получила почётный приз жюри, а исполнитель одной из главных ролей Николай Ерёменко–младший по версии журнала «Советский экран» был признан лучшим актёром года.

На съёмках «Пиратов XX века»: Вильяминов, Шахмурадов
На съёмках «Пиратов XX века» — Джахангир Шахмурадов
На съёмках «Пиратов XX века»

За десять лет число зрителей возросло до 120 миллионов — и это был в истории отечественного кинематографа абсолютный рекорд! С тех пор фильм ещё не раз демонстрировался в кинопрокате и по телевидению, всякий раз вызывая у зрителей ностальгию и массу положительных эмоций.

В роли одного из пиратов по имени Харди в фильме снимался актёр второго плана Геннадий Четвериков. Для соответствия образу он был выбрит наголо, а тело расписано татуировками. Внешность его весьма подходила для этой роли — крупный, с мощным торсом и фактурным лицом. Уникален он был своим сибирским здоровьем и природной богатырской силой: легко гнул руками подкову, а толстую книгу мог разорвать в считанные секунды. При этом Геннадий обладал крайне мягким характером — прямо-таки божий одуванчик, который и мухи-то не обидит. Он ненавидел скандалы и ссоры, всегда был спокойным и уравновешенным.

На съёмках «Пиратов XX века»

Сцены погрузки опиума на теплоход и захвата судна пиратами проходили в порту города Жданов (ныне Мариуполь). После ужина члены съёмочной группы проводили свободное время гуляя по городу, посещая магазины и заглядывая на местный рынок. В один из дней Геннадий прогуливался с Леной, сотрудницей съёмочной группы, по приморскому парку. Лето было жаркое, и одеты они были по-летнему: Лена в лёгком сарафане, а Гена в джинсах и майке.

Приморский парк представлял собой единственную длинную аллею, протянувшуюся вдоль деревьев и густых зарослей кустарников. На всём протяжении аллеи располагались длинные добротные скамьи старого образца. Возле каждой из них стояли такого же образца и фонарные столбы.

На съёмках «Пиратов XX века» — Геннадий Четвериков

Стемнело, фонари зажглись, но горели не все. Геннадий и Лена, решив отдохнуть, присели на скамью, которая находилась в тени. На соседней скамье, под светом фонаря, сидели две мирно беседующие девушки. Казалось, что кроме них и Гены с Леной в парке не было ни души. Неожиданно из кустов, как по мановению волшебной палочки, на аллею высыпала группа молодых парней. В мгновение ока они оказались у скамейки с девушками и начали к ним приставать. Наблюдая за происходящим «ухаживанием», Гена попытался встать, но Лена одёрнула его за руку:

— Ты что, с ума сошёл? Не видишь, это же местное хулиганьё. Сейчас и тебе достанется. Не вмешивайся!

— Как же, Лена… Там ведь девочек обижают… Надо заступиться! — пытался возразить Гена.

Но Лена вновь его осадила:

— Не смей! Мы здесь одни, никого кругом нет, а их вон сколько! Целых шесть человек! Убьют ещё… Давай-ка лучше уйдём отсюда.

Тем временем на соседней скамейке слышались всхлипыванья и жалостливые просьбы девчонок отстать от них. Гена не выдержал и с доброй интонацией в голосе обратился к парням:

— Ребята… не надо… Не обижайте девочек, не приставайте к ним…

Один из парней повернулся в сторону голоса. Вглядываясь и стараясь лучше рассмотреть крупную фигуру мужчины в темноте, он грубо бросил в пространство:

— Что, б…ь, баобаб?! Заглохни, тундра!

— Что я тебе говорила, — прошептала Лена. — Не делай этого! Сейчас они и до нас доберутся.

Геннадий несколько секунд сидел с опущенной головой, как бы размышляя над чем-то. Неожиданно он резко встал и расправив плечи сделал пару шагов в сторону скамейки, вокруг которой расположилась блатная компания. В свете фонаря появился атлетического вида детина, расписанный татуировками и с наголо бритой головой — чистый уголовник. Полностью войдя в образ пирата, он твёрдым голосом произнёс:

— Ребята! Я вас предупреждаю… Хватит приставать к девушкам. Встали и пошли отсюда! — и выдержав небольшую актёрскую паузу, добавил, — Быстро!!!

Все парни замерли, уставившись на громадную тушу бритоголового амбала, с татуировками на руках и груди. В наступившей гробовой тишине главный задира, минуту назад угрожавший Гене, совсем уже другим тоном произнёс:

— Да ладно, дружище! Чё ты? Всё нормально, мы так, подурачиться, — и повернувшись к своей команде, скомандовал, — Катим отсюда, пацаны, нам пора. Ну, его к лешему…

Вся ватага быстро двинулись вглубь аллеи, а девушки тотчас вскочили и направились в противоположную сторону. Проходя мимо Гены, они не забыли поблагодарить «матёрого уголовника»…

На следующий день рассказанная Леной история вызвала у съёмочной группы бурю эмоций, много смеха и комментариев.

«Не бойся, я с тобой!»

Актёры фильма «Не бойся, я с тобой»

В 1981 году на киностудии «Азербайджанфильм» по заказу Гостелерадио СССР был снят двухсерийный приключенческий, музыкальный, комедийный фильм «Не бойся, я с тобой!». Режиссёр Юлий Гусман, сценаристы — Юлий Дунский и Валерий Фрид.

В фильме снимались: Лев Дуров, Мухтарбек Кантемиров, Полад Бюльбюль оглы, Гамида Омарова, Мирза Бабаев, Гасанага Турабов, Сергей Юрский, Александр Шаровский, Джахангир Новрузов, Насиба Зейналова, Садых Гусейнов, Олег Кантемиров, Мухтар Маниев.

В съёмках фильма принимали участие спортсмены ДСО «Буревестник» при азербайджанском институте нефти и химии имени М. Азизбекова, под управлением инструктора карате Октая Мамедова. Руководителями группы каскадёров выступали Мухтарбек Кантемиров и Олег Кантемиров.

Мухтарбек Кантемиров, Лев Дуров, Полад Бюльбюль оглы, Валерий Керимов (оператор-постановщик), Юлий Гусман

Сюжет. Начало ХХ века. Российская империя, Азербайджан. Герои фильма, артисты цирка Рустам (Мухтарбек Кантемиров), скачущий на коне и стреляющий в надувные шарики в руках своего друга и напарника Сан Саныча (Лев Дуров), вместе отправляются на родину Рустама, узнав из письма о том, что его бабушка тяжело больна. И это несмотря на то, что его, возможно, ждёт смерть из-за кровной мести. По приезду, втянутые помимо своей воли, в любовную историю певца Теймура и Тейли, дочери Фарзали-бека, они помогают им обмануть жадного отца девушки…

В картине звучали музыка и песни в исполнении группы Стаса Намина, рок–группы «Интеграл», ВИА «Ашуги», Полада Бюльбюль оглы, Иосифа Кобзона, Ирины Понаровской, Владимира Винокура.

Интересные факты

По сюжету в фильме присутствовали эпизоды с драками, где применялась техника карате. По этой причине комиссия Госкино картину едва не запретила. Режиссёру Юлию Гусману потребовалось немало усилий и уловок, чтобы обойти редуты чиновников — он объяснил им, что в фильме показано не карате, а древняя азербайджанская борьба гюнеш. Это объяснение было принято с пониманием, картину выпустили в прокат и даже показали по центральному телевидению.

Как я писал ранее, с Юлием Гусманым мы были знакомы с детства, наши родители дружили семьями. Ещё на этапе подготовительного периода он приглашал меня для работы в фильме на одну из ролей или в качестве консультанта–постановщика боевых сцен. Однако же из-за большой занятости на тот момент я не смог принять его предложение. Тем более, что особой надобности в этом не было, поскольку сам Юлий стоял у истоков развития карате в республике, принимал участие в работе судейской коллеги на нескольких чемпионатах СССР, знал всех инструкторов по карате и имел представление об их уровне подготовке.

Пребывая некоторое время в рабочей съёмочной группе я общался на профессиональные темы с главными героями — актёрами Львом Дуровым, Мухтарбеком Кантемировым и Поладом Бюльбюль оглы. В застольных беседах все трое проявляли живой интерес к моим рассказам об истории развития карате в СССР, создании ЦШК (Центральной школы карате), а также сами пробовали осваивать отдельные технические элементы и приёмы.

С Мухтарбеком Кантемировым, известным в стране каскадёром, артистом цирка и киноактёром, меня связывала давняя дружба. Памятный подарок от него, плетёный кожаный кнут ручной работы, до сих пор хранится в моей домашней коллекции. Кроме того, в роли одного из заключённых снимался его племянник, мой старый друг и соратник — Олег Кантемиров, адепт школы карате Вадо-рю.

Съёмки, в которых принимали участие Сулейман Мамедов, Аббас Кязимов, а также целая группа учеников тренера Октая Мамедова, проходили в Баку. Кстати, именно Октай рекомендовал Юлию Гусману пригласить в качестве дублёра Льва Дурова в боевых сценах Сулеймана Мамедова, имевшего с ним некоторое внешнее сходство.

После выхода в прокат, на волне огромной популярности карате и фильма «Пираты ХХ века», эта картина также вызвала восторг у зрительской аудитории. И не удивительно — чего только в ней не было, романтичной и несколько наивной, лёгкой, динамичной и смешной: и погони с перестрелками, и поединки в стиле восточных единоборств, и похищение из-под венца, благородные рыцари и подлые разбойники, и сокровища в пещерах, и побеги из тюрьмы, а также музыка, песни и авантюры. Как старая, добрая сказка…

А ещё незабываемые перлы, которые передавались из уст в уста в первые месяцы проката фильма:

— «Туда ехали — за ними гнались, оттуда едут — за ними гонятся… Какая интересная у людей жизнь!»

— «Я вижу, вы порядочный человек… В таком случае, идите и работайте даром!»

— «…Эээ, как поёт, как поёт! Он просто душу из меня вынимает… Поджигай!»

И слова песни:

„Насилье точит сталь,
Но сталь его не вечна.
А ты душою крепче стали стань!
Когда чиста рука,
А цели человечны,
Рука крошит отточенную сталь!“

Подводя итог повествованию, можно с уверенностью сказать, что у этого фильма сложилась достаточно удачная судьба.


1. Хатынь — деревня в Белоруссии, 149 жителей (включая 75 детей) которой были сожжены заживо или расстреляны в марте 1943 года в результате карательной операции фашистов и их пособников из числа предателей–националистов.

2. Атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки, которые были осуществлены вооружёнными силами США 6 августа 1945 года в период Второй Мировой войны против Японии.

3. Массовое убийство в Сонгми (резня в Ми Лае) — деревенская община в Южном Вьетнаме, где было совершено очередное военное преступление солдатами армии США в период войны в 1969 году. В деревне было зверски уничтожено 504 мирных жителя, и среди них 210 детей в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Преступление вызвало огромное возмущение всей мировой общественности, став самым известным событием войны во Вьетнаме.

Exit mobile version