Умение вести бой на ближней дистанции является очень важным в подготовке бойца. Хотя важны, безусловно, все аспекты техники. Утверждение, что настоящий мастер должен быть всесторонне подготовлен, не есть откровение, но общеизвестная истина. Система тем сильнее, чем меньше в ней условностей. Под понятием «условность» мы подразумеваем различные факторы, влияющие на тренировочный процесс. А именно:
- Правила спортивных соревнований. Сюда можно отнести ограничения в применяемой технике. Тактике ведения поединка, которая зависит от тех же правил. И конечно сам технический арсенал.
- Специфика стиля. Имеется в виду преимущество, каких либо определённых технических элементов (ударная техника, бросковая техника, борьба в партере).
- Присутствие каких-либо обязательных условий и требований для атакующего. Нанесение удара с «набеганием», «на провал» или с шагом одноимённой ногой. Ожидание определённой реакции (результата) на защитно-контратакующее действие.
Кэмпо-дзюцу свободно от вышеперечисленных условностей. В нём нет деления на спортивную и прикладную техники. На тренировках используются перчатки для возможности работы в контакт. И та же техника выполняется без перчаток. Обязательно учитывая специфику работы «голой» рукой. Ударная, бросковая техники, болевые контроли и удушения применяются в комплексе, развивая способности перехода от одной к другой, причём в различной последовательности. При этом постоянно изменяя дистанции боя. Мы никогда не рассчитываем на определённую реакцию соперника. Защитно-контратакующие действия не строятся на том, к примеру, что я нанесу сопернику удар в корпус, и он обязательно согнётся и за счёт этого я смогу произвести то или другое техническое действие. Да и сам термин «защищающийся» и «атакующий» в Кэмпо-дзюцу отличается от некоторых других стилей. «Защищающийся» – «тори» тот, который, выполняя действия, побеждает. «Атакующий» – «аитэ» тот, который в конечном итоге получает поражение. Из этого следует, что «тори» не обязательно будет выступать в роли защищающегося. Он может и атаковать, и перехватывать инициативу.
То, что касается ближнего боя, в технический арсенал Кэмпо-дзюцу включены удары локтями и коленями без ограничения по уровню нанесения (голова, корпус, ноги). Наряду с бросками «спортивного» направления, используются и броски с воздействием на суставы. Удушения используются как разрешённые спортивными правилами, так и запрещённые. Причём это не является какой-то секретной техникой для избранных, а входит в общую программу подготовки. Владение всем этим арсеналом проверяется на аттестации.
В Кэмпо-дзюцу для освоения технических действий используется масса подводящих упражнений. Для успешного обучения не достаточно нарабатывания одной лишь «голой» техники. А зачастую без этих упражнений освоение и вовсе не возможно. И техника ближнего боя не является исключением. Для примера приведём описание некоторых упражнений.
- Выполнение фронтального удара ногой ап чаги из позиции сэйдза (на коленях). Сесть в позицию сэйдза, поджав пальцы ног. Приподнимаясь с пяток выполнить удар ап чаги (фронтальный удар ногой), оставаясь при этом на одном колене, с последующим возвратом в исходное положение. Необходимо следить за сохранением прямого положения спины и сохранение равновесия. Колено ударной ноги должно подниматься строго вперед-вверх. Упражнение развивает способность удерживать равновесие и координацию. Кроме этого оно крайне полезно для тренировки ударов ногами (фото 1 – 2).
- Разворот на 180 градусов в юп сех (боковая стойка) на месте прыжком и резким вращением таза. Здесь не высокий прыжок. Цель упражнения: научиться разворачиваться за счёт движения таза.
- Выполнение удара ногой из положения стоя на одном колене. Исходное положение стоя на левом колене, с правой ногой на стопе. Выполнить удар впереди стоящей ногой с быстрым возвращением в и.п. Необходимо удерживать спину прямой, сохраняя равновесие. Упражнение развивает взрывную способность мышц при ударах ногами и помогает вырабатыванию выноса колена при ударах ногами.
Теперь непосредственно о некоторых технических элементах. Важным оружием среди ударов является использование коленей и локтей. Хочу более подробно остановиться на ударах локтями. Траектории и направления ударов могут быть самыми различными. Но основным является толио кум чиги (круговой удар локтем). При нанесении этого удара очень важна работа бёдрами. Удар следует начинать с толчка опорной ногой. В левосторонней стойке это правая, в правосторонней – левая. Опорная нога начинает вращение, и усилие импульсом переходит в бёдра. Далее энергия от движения бедер передаётся в плечё. Движение руки является следствием предыдущих действий. Здесь работает принцип удара кнутом. Эффект удара зависит от согласованности работы всех мышц и частей тела. Всё должно работать на бьющую часть. При выполнении удара локтем необходимо обязательное сближение с противником. Бёдра, кроме выталкивания плеча, ещё выполняют функцию «пружины». «Распрямление» которой, даёт некоторый подскок. Именно подскок, а не прыжок. Есть короткий момент отрывания ступней от пола, что позволяет подбросить корпус вперёд, тем самым, усиливая удар. Необходимо отметить, что данный подскок является следствием работы таза. То есть не следует прыгать специально. Сам локоть необходимо направлять немного сверху в низ. Контакт с целью должен осуществляться в момент касания ступнями пола или чуть раньше. Руку после удара не следует «отдёргивать» назад. Локоть «проходит» за линию цели. После чего следует опустить руку, прижав её к корпусу и вращая бёдра в обратную сторону, вернуться в и.п. (фото 3 – 6).
Ещё один распространённый вариант толио кум чиги – это удар, направленный вперёд. Так называемый «таранный» вариант. Техника выполнения отличается от предыдущего только направлением и тактическими условиями. Удар направляется вперёд с одновременным проходом в сторону. В зависимости от уровня нанесения и условия применения, может выполняться с нырком. Данный удар следует наносить «проходя мимо» противника. Корпус, плечо и локоть должны находиться на одной линии с точкой приложения удара (фото 7 – 8; 9 – 10).
Ни для кого не будет новостью, что для освоения ударов необходима работа на снарядах. Во всяком случае, если мы говорим о контактных видах Боевых Искусств. Здесь нужно иметь необходимый минимум: лапы, мешок, макивара. Каждый из перечисленных снарядов, призван выполнять определённые функции.
Лапы предназначены для вырабатывания точности и скорости движения. Совершенствования комбинаций. Работы на контратаки и в перехвате инициативы.
Примеры некоторых комбинаций:
- Левый и правый тсуги в голову, с последующим толио кум чиги проходом вперёд – влево. После нанесения правого тсуги не нужно делать выход с вращением таза вправо. Необходимо только отвести правую руку и плечо назад. И продолжая движение вперед, нанести удар локтем. Здесь очень важно не потерять импульс после двух первых ударов руками. Вся серия выполняется непрерывным «потоком», с обязательным дополнительным толчком правой ногой с толио кум чиги (фото 11 – 13).
- Левый хан дан в голову и правый толио кум чиги в голову. Здесь необходима подготовка атаки. Для нанесения левого хан дан нужно выполнить шаг левой ногой вперёд, слегка присев на неё. Корпус повернуть влево. Получается позиция уклона. Разгибая левую ногу, поворачивая бёдра и плечи вправо, нанести удар левой рукой. Выполнить толчок правой ногой, разворачивая бедра и плечи влево, и перемещая левую ступню вперёд – влево, нанести правый толио кум чиги в голову. Удар локтем, как описывалось ранее, должен наноситься сверху – вниз. Первым ударом необходимо поднять, а вторым сбить вниз (фото 14 – 15).
- Левый толио тсуги в голову и правый толио кум чиги в корпус. Также как и в предыдущей комбинации проводится подготовка атаки. При повороте корпуса прежде нанесения левого толио тсуги можно выбросить вперёд правую руку в обманном движении или нанести удар правой рукой. А при выполнении правого толио кум чиги следует присесть таким образом, чтобы правое плечо и локоть были на одном уровне с точкой контакта. Подобная позиция позволяет достичь максимальной силы удара. Кроме этого изменение уровня позиции очень важный тактический элемент. Не забывайте и про смещение влево. В момент удара локтем вы не должны находиться на линии атаки противника (фото 16 – 18).
Мешок необходим для постановки сильного удара. На мешке можно отрабатывать как отдельные удары, так и комбинации. Но обязательно должны расставляться акценты. Если с одиночным ударом всё понятно, то в серии акцентированный удар может быть как в конце, так и в начале и конце. Реже в середине. Это зависит от тактических задач.
При тренировке на макивара ставятся те же задачи, что и на мешке. С той лишь разницей, что партнер, удерживающий макивара, перемещается. Это позволяет: 1) сделать тренировку более динамичной; 2) изменяя дистанцию и направление, менять условия применения техники; 3) ставить определённые тактические задачи.
Продолжение Кэмпо-дзюцу: техника ближнего боя. Часть 2
Борис Сушинский, Украина, Харьков