В сельских районах Казахстана почитаются многие старинные обычаи, бережно сохраняется и горячая любовь к своей национальной борьбе – Казакшá курéс (буквально – «борьба по-казахски»). Ни одно торжество, ни один праздник или свадебный обряд не обходится без борцовских поединков темпераментных казахских «жигитов». Уважают сельчане своих силачей!
Борьба привлекает массу народа, вызывает шумный интерес болельщиков. Одетые ярко, празднично, в национальные костюмы, они садятся в круг и образуют площадку для поединков. Борцы опоясываются кушаками и обхватывают друг друга так, чтобы обеими руками можно было держаться за кушак. Вслед за этим начинается борьба, в которой применяются разнообразные приёмы. Каждый старается силой оторвать своего противника от земли, а затем повалить его, или, применяя приём, бросить на землю. Схватка считается выигранной, если противник оказывается на спине.
Первыми в борьбу вступают юные борцы – дети. И сколько у них радости, когда после победы уважаемый аксакал ласкает их поглаживанием по голове! Лучшей наградой для начинающего балуана служат слова: «Айналайын, ты будешь батыром-балуаном». Затем на ковёр выходят юноши уже постарше, потом молодые парни. Схватки проходят под одобрительные возгласы знатоков борцовского мастерства. Никто из болельщиков не покидает спортивной арены, все ждут главных событий. И вот в круг выходят взрослые мужчины, неторопливо, крепко ухватывают друг друга за кушак, начинается удивительная борьба, приём следует за приёмом: жамбас, зацеп, обвив… Схватки проходят по всем правилам древней казахской борьбы. Аксакалы – знатоки Казакша курес, понимают толк в борьбе, разбираются в правилах, строго следят за их соблюдением, никому не прощают ошибок в определении победителя.
Но главные события впереди. Все с нетерпением ждут, когда же выйдут настоящие, непобедимые батыры. И вот под возгласы торжествующего народа выходит батыр, входит в круг и ждёт, кто выйдет помериться силами. Болельщики начинают оглядываться: где тот смельчак? Батыр ходит по кругу, молчит, затем садится в центр круга, подвернув под себя ноги. Зрители начинают волноваться: неужели никто не выйдет? Аксакалы вспоминают: «Батыр мог сидеть часами и, если не было желающих, старики присуждали ему первый приз». Но обычно всегда находился другой батыр, а приз был в те времена очень ценный – скаковая лошадь, корова или десяток баранов.
Женщины борются не только между собой, но могут вызвать на бой и мужчин. Казакша курес столетиями служила одним из основных средств физического воспитания у наших предков, одним из важнейших способов подготовки воинов, защитников степных просторов. Особенности технического оснащения национальная борьба переносит в самбо, дзюдо, вольную и греко-римскую борьбу. Казбек Карамулин, мастер спорта международного класса, призёр первенства Советского Союза и победитель среди Союза железнодорожников, был чемпионом Казахстана по Казакша курес среди юношей. Мотин, механизатор из Уральска, первые шаги в спорте сделал в национальной борьбе, а затем перешёл на классическую, где стал одним из сильнейших борцов, мастером спорта международного класса. То же можно сказать и о Абдукаримове, призёре первенства СССР по вольной борьбе. Известные наши куресисты Бишаров, Бакижанов, Садвокасов, Салимбаев, Аманбаев становились чемпионами республик Средней Азии и Казахстана. Вот что сказал об Абильсеите Айханове четырёхкратный чемпион мира, чемпион токийской Олимпиады, заслуженный мастер спорта Александр Иваницкий: «Когда судья даёт свисток, и борцы сходятся на середине ковра, зрители сразу же отдают свои симпатии Айханову. Источник мастерства Айханова — национальная казахская борьба. Поэтому-то соперники так опасаются его подсечек и захватов». Много лестных слов было сказано в печати в адрес нашего батыра Абильсеита Айханова. Действительно, на всех соревнованиях, где бы ни выступал Айханов, любая его схватка, любой приём вызывали восхищение зрителей. Абильсеит демонстрировал настоящую борьбу во всем многообразии её технических и тактических приёмов.
Чтобы поднять спортивную борьбу на более высокий уровень, нужно серьёзно взяться за борьбу Казакша курес. Ведь это отличная школа и база для пополнения рядов борцов. Мастера спорта Лугат Утешев, Кабден Байдосов, Сабит Сатыбалдиев, Журес Искаков, Ахметжан Казымбетов, Кадыркен Кожанов, Борис Аргунов, Болат Турлыханов, Сейтжан Абдукаримов, Рафат Ильмата, мастера спорта международного класса Абильсеит Айханов, Аманжол Бугубаев, Александр Иванов росли и воспитывались в сельской местности. Там они научились приёмам народной борьбы и получили начальную школу. Национальная борьба замечательна тем, что воспитывает у борца устойчивость. Так, используя приёмы борьбы Казакша курес, Байдосов первым в республике стал мастером спорта. Вышеназванные борцы закончили институт физической культуры, стали специалистами-тренерами по борьбе.
Очень интересен спортивный путь первого казаха, ставшего чемпионом XXII Олимпийских игр в 1980 году, заслуженного мастера спорта Жаксылыка Ушкемпирова. Первые шаги на борцовском ковре он сделал, изучив технику Казакша курес, где добился неплохих результатов. Затем несколько лет занимался вольной борьбой и стал чемпионом Казахстана среди сельских спортсменов. Он мог бы показать и более высокие результаты в вольной борьбе, которая очень схожа с национальной борьбой казахов, но тренер уговорил его перейти на греко-римскую. Жаксылык стал чемпионом СССР, чемпионом мира и взошёл на вершину Олимпа.
Казакша курес – неиссякаемый источник подготовленных спортсменов для классических видов спортивной борьбы. Например, в семье Турлыханова Болата выросло десять детей, из них восемь сыновей. Всем своим детям отец привил любовь к спорту. Сам с детства отличался в национальной борьбе. Закончил Казахский институт физической культуры, специализировался по греко-римской борьбе. Участвуя в соревнованиях, применял доведенный до автоматизма приём из народной борьбы «жамбас» – бросок через бедро. Этому приёму научил и своего сына Даулета. Совершенствуя свой «жамбас», Даулет добился выдающихся результатов в греко-римской борьбе – семь раз побеждал на первенстве СССР, а впоследствии СНГ в конце 80-х – начале 90-х годов. Стал чемпионом Европы и чемпионом мира. Ему не было равных на Кубке мира. Даулет Турлыханов в Сеуле на XXIV Олимпийских играх победил в предварительных схватках всех соперников, а в финале только необъективное судейство отбросило его на второе место. Серебряная медаль — это большой успех воспитанника казахской школы борьбы. В 1992 году на Олимпиаде в Барселоне Даулет выиграл бронзовую медаль, а в 1993 году на чемпионате мира в Швеции стал обладателем серебряной медали. Мастер спортивного единоборства Даулет Турлыханов – самый титулованный спортсмен в Казахстане. В 1988 году он закончил Казахский институт физической культуры.
Его братья тоже занимаются греко-римской борьбой. Канат Байшулаков и Алмас Мусабеков – серебряные призеры чемпионата Европы по самбо 1981 года – вспоминают: «За околицей родной Жана-Арки собирались ребята после школы, чтобы проверить в чётко очерченном кругу свою удаль и силу. Первые уроки Казакша курес – любимой национальной борьбы – передавали тут неугомонным мальчишкам аксакалы и ветераны этого вида спорта».
Друзья детства Байшулаков и Мусабеков поехали после средней школы в Джамбул (ныне Тараз), поступили учиться в Гидромелиоративный институт. Здесь они, получившие прекрасные навыки в Казакша курес, начали заниматься самбо. Молодым атлетам повезло: их тренерами стали опытные Диханбай Биткозов и Марат Жахитов. Умело совмещая учёбу и спорт, Канат и Алмас вскоре успешно выступили на всесоюзных и международных турнирах. Байшулаков стал в своей весовой категории 48 кг чемпионом мира среди молодёжи. Большой экзамен друзья держали в болгарском курортном городе Варна, где проходил чемпионат Европы. Вчерашние юниоры не дрогнули перед именитыми атлетами других стран, доказав, что могут на равных бороться за высшие чемпионские титулы и среди взрослых. Домой в Джамбул Канат и Алмас вернулись с серебряными медалями. «Казакша курес, – говорит Алмас, – дала нам путёвку в большой спорт. Вот почему я призываю молодёжь активнее заниматься ею. Ведь Казакша курес – это сила, сноровка, здоровье».
Авторы: Пётр Матущак, заслуженный тренер СССР и КазССР, профессор;
Ергали Мухиддинов, заслуженный тренер СССР и КазССР, профессор (Казахстан)
aф1