Site icon Будо Глобал

Ката. Традиции и инновации

Олег Захаров
Ростов-на-Дону, Россия


Будо во время войны — дзюкэндо и милитаризация

Маньчжурский инцидент произошёл в 1931 году, и военные действия между Китаем и Японией достигли своего апогея во Второй китайско-японской войне (1937–1945 годы). В 1938 году был принят «Закон о национальной мобилизации» (Кокка Содоин-хо), и контроль милитаристского правительства стал в стране более всеобъемлющим. Когда был обнародован «Указ о национальном образовании» в 1941 году, термин «гимнастика» (тайсо) был заменён термином «физическая дисциплина» (тайрэн), и будо стало обязательным для всех учащихся.

В 1942 году общество Дай-Ниппон Бутокукай стало неправительственной организацией, а дзюкэндо (Путь штыка) и сягэки-до (Путь стрельбы) были добавлены к образовательным программам для усиления потенциала подготовки призывников.

Дзюкэндо было разработано в военной школе Тояма на основе штыкового фехтования французского стиля (импортированного в 1887 году) и японского содзюцу. Дзюкэндо широко практиковалось в армии и было принято в Бутокукай в 1925 году. В 1941 году было официально открыто Дзюкэндо Синкокай (Общество содействия дзюкэндо).

Другим важным фактором, способствовавшим популярности боевых искусств в этот период, была литера­тура. К примеру, роман Ёсикава Эйдзи «Миямото Мусаси» публи­ковался как газетный сериал с 1935 по 1939 годы. Сайго Сиро из Кодокан стал моделью для романа Томита Цунэдзиро «Сугата Сансиро», опубликованного в 1942 году. Оба произведения позже были экранизированы. Эти работы повлияли на формирование специфической духовности будо, а, следовательно, и на развитие будо во время и после войны.

Модернизация современного будо

После поражения Японии в 1945 году главный штаб американских оккупационных сил объявил будо несовместимым с демократическими ценностями и запретил его, чтобы очистить страну от остатков японского милитаризма. Общество Дай-Ниппон Бутокукай было распущено, а развитие будо в школах и среди широкой публики было запрещено. Будо зашло в тупик, и чтобы его реанимировать, нужна была «спортификация».

Запрет на сумо и карате был снят довольно скоро — в 1946 году. Поскольку у дзюдо было значительное количество международных последователей, обучение в Кодокан также было восстановлено очень быстро.

Любительская федерация сумо была сформирована в 1946 году, и после присоединения к Японской спортивной ассоциации сумо стало участником Кокутай (Национальный спортивный фестиваль), проведение которого было инициировано в том же году.

Всеяпонская федерация дзюдо была сформирована в 1949 году, и уже с 1950 года дзюдо снова было разрешено в школах. Для кюдо этот запрет также не был столь строгим, и в 1947 году была основана Федерация кюдо. Она была реорганизована в 1949 году, зарегистрирована в Японской спортивной ассоциации в 1950 году, кюдо стало участвовать в Кокутай и было вновь введено в школы в 1951 году.

Однако по отношению к кэндо главный штаб оккупационных сил был непримирим: этот вид боевого искусства был запрещён без всяких исключений, даже на слова «кэндо» и «будо» было наложено вето. Это привело к тому, что некоторые энтузиасты создали спортивную версию кэндо, известную как синаи-кёги. Этот вид практиковался не в традиционной одежде, а в белых рубашках и брюках. Было введено ограничение по времени и система подсчёта очков в матчах, чтобы сделать его более похожим на современный вид спорта, и в 1952 году было получено разрешение на проведение соревнований в школах. В том же году был подписан Сан-Францисский мирный договор и Японии возвратили независимое управление.

Желание восстановить оригинальное кэндо было сильным, и в 1952 году была создана Всеяпонская федерация кэндо. В 1953 году федерация продвигала кэндо «как спорт и как физическое воспитание», и кэндо вновь стало преподаваться в школах. В 1954 году Федерация Синаи-Кёги была присоединена к AJKF (Всеяпонская федерация кэндо, ВФК), которая и по сей день остаётся руководящим органом кэндо.

Нагината была распространена до и во время войны как форма физического воспитания для девочек — в основном, через традиционные школы Тэндо-рю и Дзикисин Кагэ-рю, а затем восстановлена как современная соревновательная дисциплина в послевоенный период.

Всеяпонская федерация нагината была ообразована в 1955 году, и нагината была принята в качестве клубной деятельности в младших и старших средних школах с 1959 года. Фонетические символы (хирагана) заменили китайские иероглифы (кандзи) написания слова нагината, чтобы освободить последнюю от милитаристских ассоциаций. В 1966 году нагината была принята в старших средних школах в качестве части регулярной учебной программы.

Всеяпонская федерация дзюкэндо была сформирована в 1956 году. Довоенные милитаристские элементы были ликвидированы, а дзюкэндо пропагандировался как «будо и народный спорт». В 1958 году сумо, кэндо и дзюдо были включены в качестве предметов физического воспитания для мальчиков в младших средних школах под названием какуги (боевые виды спорта). Старшие средние школы также ввели эти предметы двумя годами позже.

Послевоенное будо — айкидо, сёриндзи кэмпо, иайдо и дзёдо

Уэсиба Морихэй (1883–1969 г. г.) создал айкидо в конце периода Тайсё, основываясь на своих знаниях Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. Сначала (в 1922 году) он назвал свой стиль айки-будзюцу, зарегистрировал его в Бутокукай в 1942 году, хотя тренировки не были открыты для широкой публики. Уэсиба находился под сильным влиянием идей синто и часто провозглашал, что «айки по существу означает любовь». В 1947 году был открыт зарегистрированный фонд для надзора за продвижением айкидо, а с 1955 года проводились публичные демонстрации, что в значительной степени способствовало быстрому распространению айкидо. В айкидо нет соревновательного формата, а техники преподаются полностью через ката. Нужно отметить, что уже несколько лет возник и практикуется соревновательный формат.

Со Досин (1911–1980 г. г.) прошёл обучение китайскому кэмпо после того, как был направлен в качестве тайного осведомителя в Китай во время войны. Вернувшись в Японию в 1946 году, он был поражён тому, насколько ожесточённым стало японское общество и до чего дошла степень его морального упадка. Со Досин основал сёриндзи кэмпо, оригинальное искусство, основанное на китайском кэмпо, и включил дополнительные элементы в техники. Он создал своё искусство как способ обучения правильному пути, которому бы «следовали люди», и разработал такие концепции, как кэндзэн-итинё («единство кулака и дзен») и дзита-кёраку («взаимное благополучие»). Сёриндзи кэмпо начиналось как религиозная организация, основанная на острове Сикоку в 1951 году, и постепенно распространилась по всему региону Кансай. Всеяпонская федерация сёриндзи кэмпо была основана в 1957 году как ассоциация будо.

Иайдо и дзёдо были включены во Всеяпонскую феде­рацию кэндо в 1956 году. Семь форм Иайдо Сэйтэй Ката были созданы в 1966 году, а двенадцать форм Дзёдо Сэйтэй Ката были разработаны в 1968 году.

Развитие современного будо

Япония переживала социальное возрождение во второй половине 50-х годов двадцатого века, а в шестидесятых годах произошёл важный сдвиг от сельского хозяйства к тяжёлой промышленности, что привело к массовой миграции из сельской местности в города. Япония добивалась более чем десятипроцентного увеличения экономического роста ежегодно. Индивидуальные доходы удваивались, и типичный японский образ жизни становился всё более зажиточным, при этом свободного времени становилось больше. Национальный спортивный фестиваль проводился ежегодно с 1946 года под эгидой Японской спортивной ассоциации, а с 1961 года стал поддерживаться и министерством образования в качестве средства пропаганды спорта. Это важное спортивное мероприятие каждый год поочередно проводится в разных префектурах. Именно в таких условиях послевоенное будо вновь смогло расцвести. Японский спортивный мир и будо получили беспрецедентную возможность быть представленными на Олимпийских играх в Токио в 1964 году и вступили в период нового развития.

Олимпийские игры в Токио в 1964 году

Дзюдо стало официальным соревнованием на Олимпийских играх в Токио в 1964 году, а в качестве места проведения был возведён «Ниппон Будокан». Соревнования по дзюдо были разбиты по весовым категориям: в лёгком, среднем и тяжёлом весе победу одержали японские спортсмены, а в абсолютной весовой категории победил голландец Антон Гесинк. Этот результат стал шоком для японцев, но вызвал волну энтузиазма в отношении дзюдо во всем мире.

Кэндо, кюдо и сумо также были представлены в качестве демонстрационных видов спорта на этом грандиозном мероприятии, и каждый из них начал свой путь распространения по миру благодаря полученной рекламе. Более того — карате, которое до этого было разделено из-за соперничества школ рюха, объединилось в том же году под знаменем Всеяпонской федерации карате.

Олимпийские игры 1964 года в Токио послужили мощным толчком для нового витка популяризации спорта в Японии. Со столетней годовщиной Реставрации Мэйдзи в 1968 году будо стало очень популярным среди женщин и детей, поскольку усилились экономический рост Японии, уверенность в себе и возрождённое чувство национальной гордости.

Развитие будо под руководством Ниппон Будокан

Ниппон Будокан, частично заменивший распущенный Бутокукай, начал фокусироваться на объединении и продвижении боевых искусств и сыграл решающую роль в развитии современного будо. Он открыл Будо Гакуэн в 1966 году с целью содействия инструкторам и начал издавать ежемесячный журнал «Будо» с 1968 года для распространения информации о деятельности различных ассоциаций будо.

В 1971 году в городе Кацуура префектуры Тиба был построен учебный центр Ниппон Будокан, ставший матрицей для следующих ассоциаций: Ниппон Будо Гаккай (Японская академия будо), Ниппон Будо Кёгикай (Японская ассоциация будо), Ниппон Кобудо Кёкай (Японская ассоциация классического будо), Дзэнкоку Тодофукэн-рицу Будокан Кёгикай (Национальная префектуральная ассоциация будокан) и Кокусай Будо Дайгаку (Международный университет будо).

С 1965 по 1968 год японский университет спортивных наук, Токийский университет образования (предшественник университета Цукуба), университет Тюкё и университет Токай создали курсы специалистов будо на своих соответствующих кафедрах физического воспитания.

В 1966 году документы, относящиеся к рюха будзюцу периода Токугава, были опубликованы в семи томах под названием «Нихон Будо Дзэнсё». Ещё одним значительным вкладом в изучение боевых искусств стало создание в 1968 году Японской академии будо для проведения академических исследований в области науки будо.

Министерство образования разрешило преподавать кюдо и нагината в дополнение к сумо, дзюдо и кэндо в классах физического воспитания в школах в качестве «боевых видов спорта» (какуги) с 1967 года.

Будо процветало, но тенденция к состязательности также становилась всё более очевидной. В противовес этим настроениям Всеяпонская федерация кэндо в 1975 году сформулировала Кэндо-но Ринэн («Концепция кэндо»), чтобы установить официальную философию, которая защищала бы духовную и философскую суть современного кэндо. В ней говорится: «Кэндо — это способ дисциплинировать человеческий характер посредством применения принципов катана».

В 1977 году в Ниппон Будокан была открыта Японская ассоциация будо, включавшая в себя представительные национальные федерации девяти дисциплин: дзюдо, кэндо, кюдо, сумо, карате, айкидо, сёриндзи кэмпо, нагината и дзюкэндо. Первый Кобудо Тайкай (тайкай — съезд, турнир) был проведён под патронажем Ниппон Будокан в 1978 году. Сорок шесть рюха приняли участие в мероприятии, которое было оценено как большой успех в продвижении классических боевых искусств. В следующем году была сформирована Японская ассоциация классического будо, и Кобудо Тайкай до сих пор проводится ежегодно под её эгидой.

Наконец, в начале 1970-х годов по всей стране были массово возведены префектуральные и муниципальные залы будокан. В 1979 году 646 будокан объединились под руководством Дзэнкоку Корицу Будокан Кёгикай (Национальный совет муниципальных будокан), который два года спустя был реорганизован в Национальную ассоциацию префектуральных будокан, с будокан, представленными в тридцати трех префектурах и более чем в тысяче городов и поселков.

Интернационализация будо

В восьмидесятые годы двадцатого века валовой национальный продукт Японии занимал второе место в мире. Японские компании активно открывали филиалы за рубежом, и экспорт увеличивался. Эзра Фогель опубликовал свою потрясающую книгу «Япония как номер 1: уроки для Америки», и Япония пережила период продуктивной интернационализации.

Английский перевод «Горин-но-Сё» (1974 год) был продан как книга–бестселлер тиражом более ста тысяч экземпляров. В настоящее время существует семь различных английских переводов, проданных общим тиражом более миллиона экземпляров.

Международные федерации будо

Кано Дзигоро много путешествовал по разным странам, был настоящим «человеком мира», и с самого начала своей международной деятельности настаивал на интернационализации будо.

После Второй Мировой войны, пока практика будо была в Японии временно запрещена, в 1948 году Великобритания, Франция, Италия и Нидерланды приступили к созданию Европейской федерации дзюдо. К ним присоединились ещё семь стран, и в 1951 году была основана Международная федерация дзюдо (IJF). Япония присоединилась к ней в следующем году, и Кано Рисэй из Кодокан стал вторым президентом. Чарлз Палмер из Великобритании стал третьим президентом с 1965 года, и дзюдо, став олимпийским видом спорта, быстро распространилось по пяти континентам Земли. В 1979 году Мацумаэ Сигэёси стал четвёртым президентом IJF, однако с 1987 года и до нынешнего девятого президента эту должность занимали только не японцы.

Международные федерации кэндо и карате были созданы в 1970 году. В 1974 году сёриндзи кэмпо инициировало процедуру создания Всемирного альянса, а айкидо открыло свою Международную федерацию в 1976 году. Во второй половине 1970-х годов интернационализация будо шла полным ходом. Другие искусства будо — нагината (1990), сумо (1992) и кюдо (2006) — также основали международные федерации.

Каждое будо различается уровнем международного развития в зависимости от истории и особенностей своего искусства. Дзюдо является самой интернационализированной дисциплиной с более чем 190 ассоциированными странами и регулярно участвует в Олимпийских играх. «Спортивность» считается проблематичной в дзюдо, и многие осуждают потерю духа будо, намекая на то, что дзюдо больше не является 柔道, а просто «дзюдо», подразумевая, что в нём больше нет ничего японского.

Большинство представителей кэндо в Японии выступают против того, чтобы их искусство стало олимпийским видом спорта, опасаясь, что его традиционная духовная сущность будет скомпрометирована. Однако другие виды искусств будо (такие, как карате и сумо) открыто заявили о своих намерениях стать олимпийскими видами спорта.

Ниппон Будокан был на переднем крае продвижения культуры будо за рубежом. В 1978 году делегации будо были направлены в Германию, Францию и Австралию, и местные жители смогли увидеть, как мастера будо демонстрируют свои соответствующие искусства, а также принять участие в семинарах. Это стимулировало каждую федерацию будо посылать своих собственных инструкторов для преподавания за границей. Традиционные рюха кобудо (классического будо) впервые продемонстрировали себя за рубежом в Париже в 1982 году.

Exit mobile version