Тамара Шипкова
Санкт–Петербург, Россия
Величайший йог нашей современности Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (1918 —2014) начинал свой жизненный путь традиционно для выдающихся людей: лишения, голод, болезни, чужая семья.
Родился будущий Гуру 12 декабря 1918 года в обедневшей семье брахманов. В отрочестве потеряв отца Айенгар переезжает жить в семью сестры. Его зять — уважаемый и уже признанный учитель йоги Шриман Тирумалай Кришнамачарья. Будучи постоянно занятым работами по дому парень буквально выкраивает возможность наблюдать за уроками по йоге. Занимается по ночам, и как только представляется случай, начинает путь величайшего йога современности.
Кришнамачарья, опытный практик, активно пропагандирует асаны йоги как лечебные упражнения. Его слава становится настолько весомой, что на занятия начали проситься женщины. Но в те времена уделом женщин были лишь танцы и религиозные практики — йогой могли заниматься исключительно мужчины, и преподаватели так же были только мужского пола. Мужчина не мог учить женщин, но компромисс был найден — восемнадцатилетний Айенгар. С его слов, это был уникальный и единственный шанс.
Ученицы приходили на урок в национальной одежде — сари. Увидеть, что они делают, а тем более как выполняют асану, было попросту не реально: метры ткани вокруг тела полностью исключали эту возможность. Женщины постоянно жаловались, падали, опять жаловались, и не понимали происходящего. Со слов самого Учителя, действовать приходилось только по догадкам и собственным ощущениям от асаны. Так зарождалась знаменитая система различных приспособлений, позволяющих сделать асану удобной и комфортной высочайшей эффективности. Это обстоятельство определило в дальнейшем особенности самого метода: учителю необходимо спуститься на уровень возможностей ученика, взяв его за руку дать вспомогательные приспособления и знания, и развить его умения до уровня независимого исполнения — для этого требуется от трёх до двенадцати лет.
Благодаря своей самодостаточности книга Айенгара «Прояснение Йоги» сразу стала шедевром, являясь действующим пособием занимающихся различных стилей. В этой энциклопедии все асаны систематизированы по своему назначению, сложности и терапевтической направленности. Однозначно расписаны цели, средства и методы достижения каждой позы. Подробно описаны условия безопасности и техника выполнения. Приложены фотографии самой позы, её предварительных этапов и вариаций. По своей простоте, наглядности и объёмности представленной информации ничего неизвестно ни до ни после этого труда, изданного в 1965 году. Сейчас методика ушла далеко вперёд.
В наше время, в период расцвета пространственно–временного мышления, для качественного результата лучше всё же заниматься с преподавателем, так как это работа с телом в мерности более 5D.
Цель йоги метода Айенгара — восстановление анатомически обусловленного пространства и функциональности тела, достижение максимально возможной степени его надёжности.
На основе бытового опыта посредством систематических занятий ученик двигается от привычного ощущения к осознанию движения в теле. Без мистики, без домыслов.
Существует чёткая последовательность тем классов во всех центрах йоги Айенгара в мире, продиктованная десятилетиями опыта. Каждый месяц чередование таково (по числам включительно):
- 1-я неделя, с 1 по 7 число — позы стоя;
- 2-я неделя, с 8 по 14 число — наклоны и скручивания;
- 3-я неделя, с 15 по 21 число — прогибы;
- 4-я неделя, с 22 по 28 число — пранаяма;
- 5-я неделя, оставшиеся дни — практика на усмотрение преподавателя.
Правило выполнения поз — принять такое положение тела в пространстве, при котором возможно достижение полезного усилия именно этой асаны в рамках цели конкретной последовательности урока.
Используемые приспособления призваны дополнить возможности ученика только на начальном и промежуточном этапах. Конечные варианты асан выполняются самостоятельно.
Основные действия в практике: выровнять, вытянуть, прижать, отделить, отпустить, оттолкнуться, удлинить, расправить, расслабить, развернуть. Полностью отсутствуют действия типа «напрячь» или «сократить».
Неотъемлемой частью каждого занятия, а это 25-30 процентов времени, являются перевёрнутые позы. Техника выполнения доведена до совершенства. Их освоение начинается уже с начального уровня, постепенно усложняясь в вариациях к интенсивному. К примеру, йог основного класса спокойно работает в ширшасане (стойке на голове) пять минут, в сарвангасане (стойке на плечах) десять — двадцать минут. Как только человек начинает осваивать перевёрнутые позы, его возможности в других позах резко расширяются!
Высшим уровнем возможностей метода является йоготерапия. Со знаниями такого уровня можно встретиться на уроках для беременных и младенцев до года, в классах для особенных детей, в классах для лиц старшего возраста, лиц с заболеваниями центральной нервной системы, онкозаболеваниями, проблем спины. И везде царит чёткая последовательность и профессионализм.
Контроль над движениями и функциями собственного тела требует настойчивой и поступательной практики, что вырабатывается годами. Зато приобретённая осознанность остаётся на всю жизнь!
Существует мнение, что йога Айенгара — скучная статическая форма йоги, да ещё и с пропсами (дополнительными предметами для правильного выполнения асаны). Мнение не ново — это отголоски многолетнего спора между последователями двух ведущих направлений хатха-йоги 20-го столетия, —Айенгаром и Паттабхи Джойсом. Оба — ученики Кришнамачарья, пришедшие к концу жизни к единому мнению!
Вы можете проверить это сами, посетив утренний класс в любом доступном центре йоги Айенгара! На основной или интенсивный класс новичка попросту не пустят, так как выполнение ширшасаны на протяжении пяти–восьми минут там обычное дело!