Уважаемые читатели!
Хотелось бы сказать несколько слов о боевых искусствах. А для начала надо определиться, о чём мы, собственно, говорим. Что же такое «боевые искусства»? Определений слова «искусство» много, например:
Искусство — это способ понимания и отображения действительности путём создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей.
Ну, так себе, не очень близко. Или:
Искусство есть форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова и т.д.)
Тоже как-то не очень. Следующие определения уже поближе:
Искусство (от церк.-слав. искусьство, ст. слав. искоусъ — искушение, опыт, испытание) — одна из наиболее общих категорий эстетики и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего мира.
«Искусство – набор навыков в восприятии внешнего и внутреннего мира, приобретённый благодаря опыту, обучению и практики, как духовной, так и физической».
Ну, а определение «боевые» более конкретны:
- Относящийся к военным действиям, сражениям, бою; связанный с выполнением военных операций, ведением боя, предназначенный для боя, сражения;
- Переносный смысл – воинственный и решительный.
- Переносный смысл – активный, энергичный.
Получается: боевые искусства – это набор осмысленных навыков в восприятии внешнего и внутреннего мира, приобретённый благодаря опыту, обучению и практики, как духовной, так и физической, позволяющий занимать активную и решительную жизненную позицию.
Получилось длинно, но похоже, что верно. А что нам дают боевые искусства? Попробуем ответить, не претендуя на истину в последней инстанции.
Государству они дают очень много. Пока граждане самоотверженно гоняют друг друга в залах на тренировках и соревнованиях, государство может быть спокойно – допризывная подготовка, а также сохранение боевой формы для резервистов идёт успешно, причём на личные средства этих самых граждан или их родителей.
Непосредственно гражданам они дают возможность быть уверенными в себе и организованными, а также с минимальными потерями отстоять свои интересы в конфликтной ситуации, в том числе и попросту в драке.
Можно немного поумничать и добавить – есть неосязаемые вещи (драка она осязаемая, хотя не всегда уместная к демонстрации), но которые чрезвычайно важны (назовём их умениями первого порядка), и есть наблюдаемые (назовём их умениями второго порядка).
Умения первого порядка – это приобретаемые серьёзными тренировками для личности и физического тела этой личности качества. Если серьёзно заниматься, их приобретается немало, назовём лишь некоторые:
- принцип иерархии (когда определяется оптимальная последовательность действий);
- концентрация;
- душевное и физическое равновесие;
- интуиция;
- естественность;
- адекватность;
- маскировка (не надо раньше времени «готовить» противника к своей атаке или демонстрировать свои возможности);
- воинский дух («когда ты выходишь за ворота, веди себя так, как будто у тебя в поле зрения враг, которого, может быть, не надо убивать» – так говорили самураи);
- синестезия (об этом серьёзном качестве мы уже писали).
Умения второго порядка зримы и перечислены многими великими воинами прошлого. Владеющий предметом тут же вспомнит Миямото Мусаси и его «Книгу пяти колец» (1642 г.), на что Европа может ответить даже более ранним произведением (1599 г.) мастера Джорджа Сильвера с берегов Туманного Альбиона. Опередив знаменитого ронина почти на 50 лет, он утверждал:
Четыре основы реальной схватки с использованием любого вида оружия: расчёт, расстояние, время и место. Потому как посредством расчёта вы сохраняете дистанцию, позволяющую атаковать или защищаться, выдерживая дистанцию вы выигрываете время, тем обеспечивая победу и занимая место своего противника.
И в дополнение:
Четыре наместника, которые должны направлять вас:
Первый – расчёт. Вы должны понимать, когда ваш противник может вас достать, а когда нет, и когда вы можете сделать с ним то же самое. Уметь узнавать по его поведению, доброму или злому, на что он способен, и как, и когда он может это сделать.
Второй – мера. Оцените окружающее пространство, сделайте его своим союзником, чтобы суметь себя защитить или спровоцировать противника.
Третий и четвертый наместники – это две мысли, которые одновременно должны быть у вас в голове, когда вы давите на своего врага. Ибо, в тот момент, когда вы атакуете противника, вы должны мыслить не только как напасть, но и как отступить в ответ на любое его действие, которое им будет предложено или сделано.
Просто? Конечно, но умение формулировать это уже искусство. Нельзя не упомянуть и про приобретаемую благодаря тренировкам силу, взрывную силу, гибкость реакцию, чувство противника и многое другое.
К сожалению, мир начал торопиться. Как там у классика? «И жить торопишься, и чувствовать спешишь!» Особенно это заметно на Западе, где секции боевых искусств многочисленны, но во многом не «выращивают» в своих рядах настоящих мастеров. Не воспитывается готовность к схватке, к взрыву. Ведь реальное столкновение даже по времени сильно отличается от киношного длительного «боя». Зачастую в залах всё уходит в постановку красивых движений, когда порой не только спаррингов не бывает, но и по мешкам, макиварам и лапам занимающиеся никогда не били и не бьют. Понятно, что без преодоления результатов не бывает, и вышеупомянутые умения не появятся. Я помню слова Мануэла Агреллы, недавно ушедшего легендарного ветерана карате, одного из первых неяпонских учеников Оямы. Он рассказывал, гордясь собой (и весьма заслуженно), через что им (если не ошибаюсь, их было в начале шестидесятых человек пять первых «белых») пришлось пройти, чтобы подойти к экзамену на Дан. Впечатляло!
Если раньше чёрный пояс это было достижение, светившее, как маяк в дымке десятилетий, то теперь деньги (всё зло от них!) требуют быстрого и значимого результата. Как это, чёрный пояс за 5 или 10 лет?! Вы что?! Вон, в соседней школе, секции, клубе его за год-два года получают. И сердце тренера, чувствующее финансовые потери от ухода учеников, предательски сбивается с ритма. Сколько лидеров «движений серых», как это называю я и мои единомышленники, раздали «совсем чёрных поясов»?! Отсюда и неприятные анекдоты типа «хулиганы отлупили Петю, потому что не знали, что у него чёрный пояс по карате и джиу-джитсу». Те, кто торопятся, лишают себя возможности приобрести многое, причём не только в физическом столкновении.
Поэтому недаром во многих бизнес-колледжах изучают и «Краткие наставления к моим Парадоксам защиты» фехтмейстера Джорджа Сильвера и «Книгу пяти колец» Миямото Мусаси, а также весьма популярную «47 принципов древних самураев или кодекс руководителя» Дона Шминке.
О чём это говорит? Мы на верном пути! Главное, не сбиться!
Николай Смирнов,
главный редактор русскоязычного издания Budo International