Окинавское традиционное карате Уэчи(ти) рю (школа семьи Уэчи) корнями уходит в Китай. Если быть точнее, она является наследницей южно-китайских стилей Журавля, Тигра и Дракона. Это достаточно молодая школа, но её истоки из древнего Китая.
Основателем школы, является Уэчи Канбун (1877-1948). В 1897 году молодой Канбун отправился в Южный Китай (провинция Фучжоу, г. Фуцзянь) постигать тайны боевых искусств, и после небольших поисков он попал в додзе китайца окинавского происхождения Кодзё Кахо (1849-1925), где ему и были показаны основы школы Белый Журавль. Однако, в школе сенсея Кодзе многие ученики начали завидовать способностям и трудолюбию Канбуна. Опасаясь конкуренции, они пытались всячески вытеснить его из додзе. В результате чего Канбун покинул зал Кодзё Кахо и начал искать место для продолжения своего обучения. После некоторого времени скитаний он попал в школу Чжоу Цзыхе (Шу Шива). Уже имея к этому времени за своей спиной годы практики Канбун был удивлен физической силе, которой обладали ученики этой школы. Особенно его впечатлила ката Санчин, исполнение которой сопровождалось проверкой кондиции тела мощными ударами.
Канбун попросился в школу — ему категорически отказали. Однако настойчивость, терпение, надежда и вера в успех помогли ему убедить Чжоу Цзихе взять его в ученики. В школе будущий мастер Канбун Уэчи осваивал не только древнее боевое искусство Китая, но и лечение травами. Практика Канбуна состояла из пошагового изучения ката Санчин и после трёх лет практики Шу Шива обучил его еще двум ката, Сейсан и Сансейрю, а также технике «железных рук». Впоследствии эти три ката и легли в основу его будущей школы.
В 1904 году ему был присвоен ранг «Сифу» (учитель), но сифу Канбун, ещё на три года остался в школе. В 1906 году, он стал одним из немногих иностранцев, которому по рекомендации наставника было разрешено открыть школу боевых искусств. Канбун открыл свою школу в городе Нанкин.
После трёх лет практики сенсей Канбун решил закрыть школу и вернуться на родину, и очень долгое время никому не демонстрировал свою технику и не обучал ей. После долгих уговоров, в 1925 году он начал преподавать и открыл своё первое додзе в Японии, в городе Вакаяма. В нём же начал обучение и его сын – Уэчи Каней.
В 1937 году Уэчи Канею было разрешено открыть свое додзе. В 1940 году Уэчи Канбун решил вернуться на Окинаву, за ним последовало большинство его учеников. По прибытии на Окинаву американские власти поместили мастера Уэчи и его учеников в лагерь. Уэчи Канбун умер в 1948 году по причине голода и тяжелых условий проживаний в лагере.
Школу унаследовал его сын, Уэчи Каней. В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия вместе с единомышленниками он провёл большую работу и систематизировал знания, полученные от отца. В этом, реорганизованном, виде школа существует и по сегодняшний день.
«Украинское» Уэчи рю возникло около 10 лет назад, благодаря деятельности сенсея Владимира Поповича (Ханши, 8 дан Уэчи Рю Киокай). Наставником сенсея Владимира Поповича являлся Ханши Такимияги Шигеру, 10 Дан (1935-2014), который сам обучался непосредственно у сына основателя школы.
Хомбу-додзе (центральное додзе) Украины находится в Киеве. Им руководит Олег Билоногий (3 Дан, Уэчи рю карате), ученик сенсея Владимира Поповича. Кроме Киева, додзе официально существует только в Харькове.
Таким образом, окинавское традиционное карате поддерживается и развивается в этих школах, сохраняя веками наработанную технику боя. Сама методика подготовки, используемая в школах, достаточно специфична относительно современных реалий, но её эффективность при этом не теряется. Основу школы составляет постоянная систематическая практика над собой: набивка тела с помощью ударов предметами или ударов напарника, которая формирует «железную рубашку». Это позволяет укрепить не только ударные поверхности, но и поверхности, которые могут принять удар рукой или ногой.
Особенностями этого стиля являются удары пальцами рук и ног. Например, используя, после определённой подготовки, сокусэн (кончик большого пальца ноги) каратека может легко разбивать доски и небольшие деревянные бруски.
Подготовка в Уэчи рю подразумевает, что на адепта стиля нападает более сильный соперник или его атакуют несколько человек сразу. Поэтому, в школе минимально присутствуют
финты, а все удары нацелены на уязвимые точки. Например, хлёсткая атака по глазам кончиками пальцев лишает соперника ориентации и позволяет перехватить инициативу.
Школа Уэчи состоит из четырёх основных разделов:
- Умения разогреть и подготовить тело к нагрузкам и сверх нагрузкам — Джумби-ундо;
- Базовой техники – Ходжу-ундо. И младшие, и старшие ученики выполняют одни и те же движения, их отличает только качество исполнения. Такой метод даёт возможность оттачивать технику годами и повышать её эффективность;
- Тай-китае — укрепление тела с помощью ударов, обкатки и других методов. Нанесение удара неподготовленной конечностью повышает риск травмы и резко снижает КПД самого удара. Поэтому укрепление ударных поверхностей рук (особенно пальцев) и ног даёт возможность выполнять удары не эффектно, а эффективно. Во время схватки, особенно в случае, когда соперников несколько, получить удары — это естественно. Закаляя тело в целом, и бьющие конечности в частности, укрепляя их ударами, толчками, отжиманиями или обкаткой, мы снижаем возможность травм или летального исхода;
- Ката и ката-бункай. Их всего восемь. По сравнению с другими направлениями, задача Уэчи рю состоит в том, чтобы повышать качество техники, а не их количество. Практикуя ката и его применения (бункай), ученику раскрывается многогранность школы и её принципов.
Кумите — свободный спарринг, появился в Уэчи рю достаточно недавно, как дисциплина. Вместо кумите практиковали якусоку-кумите (договоренный спарринг) и ката – бункай.
Соревнований в рамках школы Уэчи рю проводится немного, основные турниры проходят на Окинаве, что даёт возможность не только посоревноваться с носителями традиции Уэчи рю, но и многому научиться.
Олег Билоногий, Киев, Украина