Скифское построение русской дружины или почему нельзя лезть поперёд батьки в пекло

Олег Авдыш
Калининград, Россия


Мильоны — вас.
Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!

***
А. А. Блок, «Скифы», 1918 год

Русская психология войны

У русских издревле в сечах в первых рядах стояли самые старые и опытные воины, дяды-ветераны, которых ничем не испугать, ничем не удивить. Именно на них приходился главный удар врага. Они шли в бой первыми, но на них была самая главная надежда и опора в сечи — закалённые бойцы выстоят и не дрогнут, не побегут —тем более, на глазах своих сыновей и внуков. Далее стояли их сыновья. А уже позади — внуки, молодёжь, самые молодые воины. И младшие, когда видели, как сражались и погибали их деды и отцы, уже были переполнены ненавистью и злостью — отступление исключалось, они уже были готовы мстить за смерть своих старших: дедов, отцов, братьев.

В битве или побеждали все, или погибали все… Потому в русском языке нет вариантов «я победю, побежу, побежду» — форма первого лица единственного числа отсутствует, но есть… Мы победим!

Да, скифы — мы!

Это древний способ построения боевого порядка, гениальный по психологическому замыслу — так называемое «скифское построение». Впереди не просто самые опытные, но и самые старшие.

Дяды́— ветераны в чистых рубахах (по первому сроку). С одной стороны, им тяжёлый доспех в тягость, с другой — они настолько боеготовы, что под удар, где такой доспех нужен и не подставляются, и вместо щита берут второй меч. Они принимают основной удар и рассеивают атаку противника, гасят её, как пляжная «подушка» гасит штормовую волну, не давая ей рушить берег.

За ними идут тяжеловооружённые, одоспешенные воины — Отцы́. Они являются во всех смыслах основной, как сдерживающей, так и ударной силой, которая либо стоит скалой, либо сносит врага тараном, давя и опрокидывая его.

За Отцами следуют Старши́е — их сыны. При доспехах, но полегче и помобильнее, которые при необходимости обходят с флангов, помогая на прорывных участках.

Дале Серёдники (средние сыны) и младши́е (младшие сыны). Лёгкие и пылкие они, как правило, в основной части схватки не принимают активного участия, ибо держат тылы и фланги, не давая обойти рать. Но когда противник дрогнул, именно они, свежие и разъярившиеся его преследуют до конца.

Таким образом, сыновья всегда видели перед собой отцов, как те стоят, бьются, погибают. Деды умирали на глазах внуков, отцы на глазах сыновей, и их смерть наполняла сердца молодых яростью ратного духа, вплетала в стратегию полководцев составляющую личной мести. А и слово месть от «места» — чисто воинский термин, когда младший занимает в строю место погибшего старшего из рода. Заместил и отомстил, стал на место старшего, и так пока есть кто способный держать меч. Именно это делало войско непобедимым. Помните, как у Гайдара:

Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:

— Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?
— Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши!

Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет. Все хотят идти на подмогу.

Именно это позволяло сохранять связь поколений и воспитывать достойную смену. Отсюда известная поговорка «Не лезь поперёд батьки в пекло», и это не приучение к трусости, а наставление к мудрой отваге. Семь раз отмерь дистанцию, один раз отрежь врагу голову мечом, саблей, шашкой или чем ещё. Посмотри на отца, поучись у деда, и будь примером для других — тех, что следуют за тобой. Гордясь подвигом своих предков, не лишай этой возможности своих потомков.

Молодые набирали практический боевой опыт, мужали, постепенно росли в боевом мастерстве и жизненной мудрости, которую старшие передавали им не только словом, но и делом, наглядным личным примером.