Явление по имени «Ларин». Свидетели его жизни: Хоан Винь Занг

В конце 1979 года ко мне пришел мой ученик – главный тренер по Каратэ в Сочи Владимир Емельянов (не знаю, как точно пишется его фамилия). В то время я был аспирантом в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, жил на Кустанайской улице, недалеко от Автовокзала.

Владимир пригласил меня на дружественный бой между «великими людьми» в Каратэ. Один из бойцов – абсолютный чемпион Каратэ Республики Конго Клеман Яндом, а второй – абсолютный чемпион Каратэ СССР. Меня пригласили как человека, который знал Вин Чун. В те времена мало кто знал этот вид китайского боевого искусства.

Тренировочный зал не очень большой, но достаточно светлый и просторный. Стулья расставлены вдоль стен. Я просидел минут 5, как ко мне подошёл поздороваться Клеман. Очень энергично и вежливо. Кажется, это был тренировочный зал, который Клеман снимал для тренировки Каратэ своих учеников.

Через несколько минут в зале поднялась суматоха при появлении одного «красавца». Это был Владимир Илларионов, знакомые называли его Ларин. Внешне Ларин ничуть не уступал Клеману (рост у Ларина выше 1 метра 80 сантиметров). Мне представили Владимира как абсолютного чемпиона Каратэ  СССР из Ленинграда. Все мы свободно разговаривали на русском, поэтому разговор шёл легко и весело, как о спорте, так и об обыденных делах.

Владимир из Сочи также был близок с Лариным, он учился Каратэ у Ларина. Мы обсуждали технические моменты Каратэ, и я сказал Ларину с Клеманом: «Ваш Каратэ очень силён, есть различные техники нападения, используя все части тела. А мой вид боевого искусства Вин Чун был создан Великим Мастером – женщиной, за сотни лет до того, как его признали. Название этого боевого искусства было названо в честь этой Великой Учительницы Вин Чун и означает «вечная весна». Поэтому все приёмы очень плавные и мало передвижений. Особенностью является предназначение для боя на лодке, а вы сами знаете, что лодки имеют не очень-то большое пространство, всего пару квадратных метров.

Ларин мне ответил: «Не будьте столь скромными. Помимо Каратэ, мы тут также хотели бы узнать больше о школе Вин Чун. Все мы считаем Брюса Ли легендой».

Я встал, а за мной поднялся и Ларин. Я пригласил Ларина сделать удар цуки и объяснил, что в Вин Чун сперва от таких ударов уклоняются, а после применяется техника Змеи, для защиты, и техника Журавля, для нападения (удар Нукитэ), одновременно левая рука всегда в защите расположена в центре тела, колени немного согнуты и сомкнуты для защиты от ударов ногами.

Ларин и Клеман наблюдали очень внимательно и похвально кивали головами (наверное, из-за вежливости).

Так как бой был лишь дружественным в плане техники, то бойцам было запрещено наносить сильные удары, причинять ушибы сопернику. Ларин и Клеман вели бой лишь в 70-80% своих сил, показывая свои техники и стили боя, реакцию на удары, их нейтрализацию. Каждый раз, когда Ларин или Клеман делали ряд быстрых и точных движений, весь зал взрывался аплодисментами.

Я никогда не забуду эти воспоминания. После у нас с Клеманом тоже была возможность для дружественного боя в лесу.

Спустя короткое время Ларин пригласил меня с Владимиром из Сочи на соревнование по Каратэ в Москве. Наши места на трибуне были почти в ВИП–зоне. После соревнований мы много обсуждали боевые искусства, различные техники, стили, и Ларину очень хотелось узнать больше о Вин Чун. Ему было любопытно, как наносить или защищаться от ударов.

Ларин оставил во мне очень яркие впечатления. Это был немного полный, высокий, красивый мужчина ростом свыше 180 сантиметров. Особенно впечатляли его выступления. Неземная харизма и сила проявлялись через его удары вместе с Кимэ. По праву, настоящий абсолютный чемпион Каратэ «Березовой Родины».

Владимир был очень вежливым и заботливым человеком. Он обращал внимание на малейшие движения Вин Чун, которые я ему показывал. У меня был тогда довольно-таки низкий уровень в Вин Чун, но благодаря хорошему знанию русского языка, я мог детально объяснить все методики. Поэтому многие считали, что у меня «довольно высокий» уровень.

Ларин «потащил» нас с Владимиром из Сочи в Москву на встречи с некоторыми людьми. Одним из них был Штурмин, кажется, первый человек, который принес Каратэ в Россию. Штурмин, вместе с его учениками, встретил нас очень торжественно и тепло. Я помню об этом по сей день. Нам оказали очень дружественный приём. И я почувствовал, что встретили нас так потому, что все очень любили и уважали Владимира Илларионова. Это было уважение не только как к чемпиону, к тренеру с большим опытом, но прежде всего, как к самому человеку. К человеку, одновременно сильному, искреннему и преданному своим друзьям и близким. И, конечно же, Ларин внёс огромный вклад в развитие Каратэ в свой город-порт Ленинград.

Очень жаль, но в то время у нас не было в планах заснять нашу дружбу. Единственная совместная фотография была снята, когда мы смотрели соревнования по Каратэ в Москве.

Наши пути редко пересекались, но этого было достаточно, чтобы этот человек, полный истинного духа боевого искусства, оставил яркий отпечаток во мне.

В последние встречи с Лариным в Ленинграде я был приглашён на ужин. Мы ели, пили чай и обсуждали общие воспоминания. И радостные, и грустные.

По сей день, каждый раз, когда кто-то упоминает о Владимире Илларионове, во мне загорается гордость. Гордость и благодарность жизни за то, что мне посчастливилось стать другом с такой легендой. Эта дружба останется во мне навеки.


Хоан Винь Занг (Вьетнам)

Президент Вьетнамской Федерации Традиционных Боевых Искусств (Вокочуиен),
Президент  Мировой Федерации по Вьетнамским Традиционным Боевым Искусствам (World Federation of Vietnam Vocotruyen).
На сегодняшний день в составе WFVV входит около 70 стран-участниц с пяти континентов.