Изучение Вин Чунь, как и других боевых искусств, включает в себя строгую и глубокую программу познания его высоких принципов и боевых техник, которые изначально кажутся отдельными друг от друга.
Как учил Гранд Мастер Чоу Цзе Чуэн, бывший ученик Великого Гранд Мастера Ип Мана, бесчисленные техники Вин Чунь сочетаются друг с другом, объединяясь через принципы, которые можно заключить в восемь основных фундаментальных правил.
Очевидно, что стиль Вин Чунь имеет бесчисленное множество принципов, но «Золотые правила», которые я собираюсь описать в этой статье, одни из самых полезных. Они также могут быть интересны практикующим другие боевые искусства.
Управление центральной линией
Центральная линия, также называемая «Джи Нг Син», представляет собой воображаемую линию, которая делит тело человека по вертикали на две части. Вдоль нее находятся очень уязвимые органы человеческого тела и точки давления.
Мы будем использовать нашу защиту, чтобы защищать свою центральную линию и атаковать ее у противника. Независимо от того, будет ли атака высокой или низкой, слева или справа, никогда не следует оставлять центральную линию открытой и уязвимой.
Кроме того, наша защита будет держать нападающего на расстоянии, давая нам возможность иметь больше времени, учитывая расстояние, чтобы почувствовать его атакующее движение и активировать защитные рефлексы.
Помните, что соединение двух точек прямой линией –самый простой способ преодолеть расстояние, и в Вин Чунь этот принцип технически соблюдается, что позволяет атаковать и защищаться быстрее.
Достаточно сказать, что, принимая ту же скорость, что и атакующий, и отвечая «Ят Джи Чонг Куен» или прямым ударом с изогнутой траекторией, наша атака будет первой и поставит блок атакующему.
В Вин Чунь есть изречение: «Десять тысяч техник берут начало от центральной линии».
Неприменение силы против силы
Как известно, система Вин Чунь была разработана монахиней по имени Нг Муи около 300 лет назад. Худощавое и относительно слабое телосложение не позволяло ей использовать силу против другой агрессивной силы. Поэтому, помимо экономии движений, Нг Муи разработала принцип уступчивости, научившись отклонять, нейтрализовать или поворачивать противодействующую силу.
Использование силы против силы, в дополнение к трате большего количества энергии, делает различные движения менее быстрыми, а тело более уязвимым для последующих атак.
Не только руки и ноги обеспечивают нейтрализацию и поглощение противодействующей силы. Тело также правильно работает, например, при вращении плеч, чтобы ускользнуть от атаки, или активируя работу ног для движения.
Еще один положительный фактор в повторном направлении и отклонении силы при правильном использовании –это не встревожить самого противника, если он не дает такой реакции.
Соответствующее использование ударов
Использование техник ног может привести как к защите, так и к атаке. В генеалогии Гранд Мастера Чоу Цзе Чуэна, переданной Великим Гранд Мастером Ип Маном, за правильное использование ног отвечает правильное использованию рук. На самом деле он сам говорил, что в Вин Чунь руки используются, чтобы открывать, отвлекать и контролировать противника, в то время как настоящая защита находится в ногах благодаря их атакующей силе. В итоге руки и ноги соединяются в скоординированной работе, давая практикующему возможность достичь лучших результатов.
Основное использование ударов ногами требует от практикующих их отличного умения держать баланс. Особенно, если удары ногами используются в координации с руками. По этой причине существует распространенное убеждение в южных стилях, которое заключается в том, что следует использовать небольшое количество ударов ногами, поскольку поднятие одной ноги для удара снижает шансы на устойчивость и равновесие.
Конечно, эта теория меняется в зависимости от практикующих, поскольку некоторые из них с годами наверняка достигли высокого уровня в сохранении равновесия. Но всегда предпочтительнее наносить удары по областям от Дон Тьен (область, расположенная на 3 см ниже пупка) вниз, так что, чем короче время, в течение которого бьющая нога отрывается от земли, тем меньше времени позиция будет выведена из равновесия.
Другая причина – уязвимость, и в этом случае при ударе ногой наиболее подверженной риску будет область яичек. Фактически, при ударе с низкой дистанции нога быстрее вернется на землю, чтобы защитить те же яички.
Смотрите на свой локоть и локоть нападающего
Локоть играет очень важную роль во время фаз поединка и не должен быть слишком закрытым или, наоборот, слишком открытым. Поэтому его точное положение –это вниз и перед центральной линией (изречение в Вин Чунь гласит: ¨Fay Jahng By Lick¨, т.е. «летящий или открытый локоть теряет силу»).
Все это имеет преимущества, в том числе постоянную защиту тела без многократного отведения руки, генерацию силы для любых атак или защит. А также возможность защищать центральную линию, что позволяет максимально сэкономить различные движения, не показывая этого оппоненту. Фактически, если противоположная рука движется, она автоматически сопровождает соответствующий локоть, обеспечивая тем самым время, необходимое для того, чтобы воспользоваться направлением удара. Можно заметить, что локоть движется намного медленнее, чем кулак, и это время можно перевести в расстояние и, следовательно, привести наши рефлексы в боевую готовность. И последний полезный трюк – это понять, что, когда локоть движется за рукой, колено движется за ногой.
Контроль соответствующих светлых и теневых зон
Во время выполнения движений в бою, как в защите, так и в атаке, мы должны стараться не показывать нашу теневую зону. Она расположена во внешних частях наших рук и, следовательно, подвергает опасности защиту боковых и задних частей тела.
Таким образом, светлая зона — это угол, образованный воображаемыми треугольниками наших рук, который помогает определить цель, поставленную противником.
Атака в теневой зоне противника и защита своей собственной дает другие преимущества, включая расстояние, которое тот же противник должен преодолеть, чтобы поразить нас.
То же расстояние является полезным временным фактором для нашей реакции, давая нам возможность поддерживать безопасную дистанцию с противником и подразумевая с его стороны большее воздействие на нас.
Одновременное использование рук
Особенностью Вин Чунь является одновременное использование атакующих и защитных техник. Они применяются, например, при ударе, поскольку тогда нет необходимости тратить время между различными последовательностями приемов. Вследствие чего получается оптимально использовать быстрое преимущество, предлагаемое соперником.
Фактически, любое колебание перед контратакой дает возможность получить больше времени и контроля, чтобы защитить себя.
Одновременное использование обеих рук помогает нам продолжать бой без колебаний, и, даже если первая атака заблокирована, мы должны думать о том, чтобы не терять время, поскольку становится необходимым завершать каждое действие в короткие сроки.
Система Вин Чунь предлагает различные методы тренировки для совершенствования различных движений при выполнении иногда противоположных техник, используя закрытые или открытые руки, вверх и вниз и т. д.
Так, хорошего бойца Вин Чунь можно сравнить со старым стрелком, умеющим вытаскивать два ружья и стрелять одновременно.
Поддержание хорошего баланса
Баланс очень важен, поэтому поддержание и контроль хорошей структуры тела становится главным в управлении противником. Без этого каждое действие будет неэффективным, и, следовательно, энергию, которая берет начало в нашей позиции, невозможно развить до максимума и высвободить через различные движения.
В то же время, стратегически, хороший баланс приводит к постоянному успешному потоку между различными техниками, нейтрализуя атаки с меньшими усилиями. По этой причине следует помнить, что в Вин Чунь предпочтительнее переносить вес на стоящую сзади ногу, избегая слишком открытых позиций, которые могут быть опасными или травматичными для вас.
Более того, поддерживая баланс, вы можете использовать его для атаки баланса противника, чтобы помешать его движениям и правильно определить различные атаки и блоки.
Правильная работа ногами
Работа ног важна в Вин Чунь, как и в любом другом боевом искусстве. Важно не только уметь двигаться каждой их частью, но и развивать силу, беглость и скорость в бою.
Кроме того, различные движения через ноги дают бойцу возможность поддерживать идеальный диапазон безопасности с противником, чтобы защитить себя и контратаковать в любом направлении. Преимущества, вытекающие из правильного использования работы ног, заключаются в большей стабильности и в том, чтобы оставаться в правильном положении в нужное время, что дает нам возможность поддерживать использование центральной линии.
В Вин Чунь использование работы ног акцентируется на изучении форм и официально представлено в Чам Киу, особенно во второй и третьей частях, где преобладает использование Тор Бо и Биу Бо.
В Биу Джи, с другой стороны, Хуэн Бо подчеркивает экономию движений с простотой, но, в то же время, говорит об эффективности кругового движения и перехвата противника, защищая себя.
Конечно, работа ног более акцентирована при работе с деревянным манекеном, где работа ног является завершенной, и положительный результат достигается при одновременном использовании ног и рук для защиты и атаки.
В стиле Вин Чунь работа ног наиболее подробно описана в учении ножей-бабочек (Барт Джарн Дао), где в этом случае распределение веса падает или делится между впереди стоящей ногой и позади стоящей ногой практикующего, предлагая ему возможность изменять позицию за счет использования одних и тех же техник.
Существует много других принципов и золотых правил, связанных с Вин Чунь, которые без проблем может соблюдать любой практикующий. Использование этих принципов практикующим приводит к высокому мастерству в проведении боев и тренировок, где важны практика и знания.
Эти простые и элегантные принципы преобразуют ваши боевые навыки, какое бы боевое искусство вы ни практиковали!
Фабио Бевилакуа